Суперъяхты теряют популярность
Как изменился рынок таких судов
Интерес к покупке суперъяхт по всему миру охладел, в том числе из-за оттока российских клиентов. Спрос на элитные суда длиной свыше 30 м падает второй год подряд. Это следует из отчета SuperYacht Times. В 2023-м было продано 203 такие яхты, что почти на 20% меньше, чем в 2022-м. Из-за сложностей, возникших еще во время пандемии, верфи выполняют заказы с задержками, и покупателям приходятся ждать три-четыре года. Увеличилась и стоимость суперъяхт.
Кроме того, компании лишились клиентов с российскими паспортами, риски для них стали слишком высокими из-за санкций, отмечает бывший главный редактор Yacht Russia Артур Гроховский: «Во-первых, есть проблемы с получением виз за границу. Во-вторых, проблемы со стоянками судов и их арестами. Также санкции угрожают, поэтому все, кто мог, сейчас убрали свои яхты из европейских портов.
Понятно, что суперъяхты, как правило, стоят под "удобными" флагами, но дело в том, что сейчас в Европе появилось законодательство, которое предписывает расследовать, кто является действительным бенефициаром яхты. А в России не так много мест, где можно держать подобные суда, по большому счету, такое место только одно — Сочи.
Если российский мультимиллионер сейчас захочет заказать суперъяхту у иностранного производителя, могут быть проблемы с переводами денег. На самом деле, ему просто не будут строить такую яхту, откажут. Например, двое наших сограждан были членами совета директоров известной верфи Heesen Yachts, их оттуда просто попросили, чтобы они не позорили честное имя голландской верфи, просто из-за их гражданства».
После начала боевых действий на Украине власти разных стран арестовали свыше десятка судов российских миллиардеров. Среди них, например, крупнейшая в мире частная парусная Sailing Yacht A длиной 142 м. Она была построена по заказу совладельца «Еврохима» Андрея Мельниченко. Стоимость яхты оценивается в €530 млн. Некоторые россияне лишились своих судов, например, власти Гибралтара выставили на торги конфискованную мегаяхту совладельца ТМК Дмитрия Пумпянского. 72-метровая Axioma ушла с молотка за $37,5 млн.
В условиях, когда зарубежные рынки фактически закрыты, альтернативой для россиян могли бы стать более дешевые отечественные суперъяхты. Но с ними не все так просто, говорит владелец Baikal Yachts Group Сергей Гмыра: «Российский рынок совсем маленький, именно производителей яхт большого размера и суперъяхт. Допустим, мы предлагаем российским заказчикам яхты от 25 м до 86 м. Есть совместные проекты с итальянскими производителями, но пока не создана такая верфь, которая могла бы в полном цикле делать подобное судно.
Яхта 25 м стоит примерно €3 млн, а 86 м — около €100 млн. Стоимость растет с каждым годом, это, безусловно, происходит, потому что возрастает стоимость комплектующих. Но если заказывать яхту большого размера, суперъяхту или даже мегаяхту в России, то цена будет все-таки ниже, чем у европейских производителей.
У заказчика могут быть проблемы с поставками определенных марок судовых двигателей: MAN, MTU, Cummins, Caterpillar. Их надо будет менять на другие или заказывать через посторонние компании, то есть напрямую в Россию завезти их нельзя. По времени яхта в 25 м строится полтора-два года, а в 86 м — лет пять».
Как отмечает SuperYacht Times, на воде сейчас находится около 6 тыс. суперъяхт. Самая дорогая — History Supreme оценивается в $4,8 млрд. СМИ связывают ее с малазийским предпринимателем Робертом Куоком Хок Ньеном. На отделку яхты было потрачено около 10 тыс. кг чистого золота и платины. В декоре использовали части скелета древнего тираннозавра и осколки метеорита.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".