На застройщиков интернета совершили налет
Как владельцы доменов управляют портфелями и рисками
Активность споров по поводу прав на домены в 2023 году не уменьшилась, а если исходить из данных международных арбитражных органов — только выросла. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) объясняет это повышенной активностью киберсквоттеров, в том числе тех, которые злоупотребляют правами на товарные знаки. Опрошенные “Ъ” юристы и участники рынка признают, что в России последняя проблема стоит особо остро. В этой связи богатый доменный портфель поддерживают в том числе компании, не относящиеся сугубо к интернет-бизнесу.
В 2023 году ВОИС приняла рекордное количество заявлений о разрешении доменных споров — 6192, что на 7,4% больше показателя прошлого года. Организация связала это, в частности, с ростом регистраций доменных имен и развитием киберсквоттинга (деятельности по регистрации доменов, содержащих названия торговых марок или созвучные им обозначения). ВОИС отметила резкий рост споров о доменах в национальной зоне .ai (Ангилья), популярность которой выросла в связи с совпадением кода страны с англоязычной аббревиатурой искусственного интеллекта (artificial intelligence).
Эта статистика, как отмечает французская компания IP Twins, «показывает только вершину айсберга киберсквоттинга». В случае с данными ВОИС речь идет только о заявлениях, рассматриваемых в рамках UDRP («Единой политики разрешения доменных споров») — арбитражной процедуры, распространяющейся только на домены в зонах gTLD (.com, .net, .org и т. д.) и некоторых национальных зонах.
Процедура UDRP не распространяется на домены в российских национальных зонах (.ru, .рф), а статистика ВОИС покрывает преимущественно домены в .com. Но в России активность в области доменных споров как минимум коррелирует с общим ростом деловой активности, отмечает адвокат Первой цифровой коллегии города Москвы Екатерина Абашина: «Так как онлайн-каналы продаж обретают все большее значение, наблюдается и естественный рост количества споров».
Опечатки складывают в портфель
К маю текущего года количество активных доменов на .ru превысило 5,6 млн, следует из данных сервиса statonline.ru. Около половины из них (2,6 млн) подключены к хостингу и, как правило, используются в работе веб-сайтов, еще 351 тыс. используются для перенаправления на другие интернет-ресурсы. В числе крупнейших российских администраторов доменов .ru, если не учитывать компании интернет-рынка,— Сбербанк (1,2 тыс. доменов), NF Group (723 домена), «Триколор» (652 домена).
Объем доменного портфеля той или иной компании больше зависит от того, насколько она сама вовлечена в его формирование, чем от ее масштаба, говорит доменный инвестор Павел Гросс-Днепров: «Например, ВТБ администрирует всего 51 домен». По его словам, текущая стоимость продления одного домена в зоне .ru за год делает содержание большого портфеля посильным даже для небольшой компании.
«В зависимости от сферы бизнеса компании могут использовать разное количество доменов. В корпоративном сегменте достаточно нескольких доменов: по одному в национальных доменных зонах .ru и .рф, в тематических зонах, например .group, .systems, .cloud, в разных написаниях и в связке с тире, если речь о составных брендах»,— говорит Марина Брик, директор по продукту доменного бизнеса RU-CENTER. При этом госпожа Брик отмечает, что компаниям в B2C-секторе следует регистрировать большее количество доменов с целью защиты бренда от тайпсквоттинга (злоумышленных регистраций доменов, близких по написанию с оригинальными, с расчетом на ошибки и опечатки) и фишинга.
Домены в российских национальных зонах могут быть разделегированы (то есть доступ к управлению запрещен регистратором), если они используются с нарушениями, а по некоторым основаниям — в том числе и во внесудебном порядке. Однако перечень таких оснований ограничен именно нарушениями правил зоны или закона. К последним, в частности, относится распространение вредоносного ПО и фишинг — и именно последний, по данным проекта «Доменный патруль» Координационного центра доменов .RU/.РФ, чаще всего становится причиной обращения к регистраторам.
Товарным знаком бей домены
На заре коммерциализации интернета в 1990-х регистрация доменов осуществлялась и поддерживалась без учета интересов владельцев торговых марок. Необходимость, с одной стороны, защищать эти интересы, а с другой — обеспечивать регистрацию доменов в порядке поступления заявления получила в США название «дилемма торговых знаков». Необходимость разрешить эту дилемму, помимо прочего, и привела к созданию ICANN (Интернет-корпорация по присвоению имен и номеров — Internet Corporation for Assigned Names and Numbers) как международной некоммерческой организации. Но правовые инструменты, появившиеся в попытке решить эту дилемму, создали основание для злоупотреблений со стороны правообладателей.
Лица, занимающиеся так называемым обратным киберсквоттингом, «находят популярные сайты, владельцы которых не имеют соответствующего зарегистрированного товарного знака, регистрируют такой знак на себя и предъявляют судебный иск к владельцу сайта», говорит ведущий специалист по товарным знакам компании «Онлайн Патент» Алина Сидорова. По ее словам, такие действия распространены на территории России, преимущественно — за счет действий патентных троллей: «Но иногда к ним прибегают и конкуренты конкретного бизнеса».
По данным сайта RDNH.com, отслеживающего рассмотрение споров по процедуре UDRP, в 2023 году ВОИС и другие уполномоченные арбитражные органы не допустили обратный захват 51 домена, преимущественно в зоне .com. Действия заявителей, обратившихся в упомянутые арбитражи, были признаны злонамеренными. При этом не все такие споры были инициированы именно патентными троллями. Так, ВОИС отказала венгерской компании Presonate, создающей презентации для бизнеса, в претензиях на припаркованный домен presonate.com. Решение основывалось на том, что домен был зарегистрирован в 2011 году, а компания — в 2019-м, а также на том, что реклама на припаркованном домене не связана с деятельностью заявителя.
У российского суда, по словам госпожи Сидоровой, будут все основания вынести решение в пользу правообладателя товарного знака, «если товарный знак и доменное имя, во-первых, сходны до степени смешения, во-вторых, используются в отношении однородных товаров или услуг. После регистрации товарного знака только сам правообладатель может использовать его в доменном имени — это следует из вариантов использования товарных знаков, закрепленных в ст. 1484 ГК РФ.
При этом у некоторых компаний есть возможность оспорить регистрацию товарного знака, зарегистрированного с целью совершения обратного захвата доменов. Как объясняет госпожа Абашина, для этого домен компании должен совпадать с ее фирменным наименованием (то есть названием по документам): «Это дает владельцу домена право оспорить регистрацию товарного знака в Палате по патентным спорам». В иске правообладателя могут отказать и в том случае, если ответчик долгое время добросовестно пользовался доменом для продвижения конкретных товаров и услуг: «Но полностью изолировать себя от злоупотребления правами на товарные знаки, конечно, сложно».
Договориться можно обо всем
Хоть судебная практика в России и совершенствуется, обратный захват доменов — это все еще большая и актуальная проблема, говорит господин Гросс-Днепров: «Сложность еще и в том, что неудачная попытка не несет никаких рисков для атакующей стороны. Можно регистрировать товарные знаки пачками и подавать сотни исков — из расходов будут только пошлины». Захват может происходить не только через товарный знак, но и когда компании не успевают продлить свои домены — такое встречается, в частности, в крупном бизнесе и госсекторе со сложными внутренними регламентами. В этом случае киберсквоттеры могут получить премиум-домен или домен с хорошим трафиком. По словам госпожи Брик, от такого целиком не застрахован никто, но уровень цифровой гигиены в бизнес-среде растет: «Сегодня многие компании осознают ценность цифрового актива и усиливают собственные компетенции в сфере управления доменами. Однако случаи потери доменных имен до сих пор возникают: это могут быть как обычные, так и премиальные домены, а наибольшие риски остаются для владельцев сайтов с высоким трафиком».
При этом право администрирования интересующего домена можно и выкупить, в том числе у администратора, изначально не заинтересованного в сделке — на этом специализируются доменные брокеры. В регистраторе RU-CENTER, оказывающем такие услуги, отметили, что к такой процедуре приступают в том числе в порядке срочной необходимости: «Нередки случаи, когда домен выкупался уже после анонсирования нового бренда, и тогда его цена возрастала до нескольких миллионов, а иногда и десятков миллионов рублей».
Существуют и другие случаи, когда клиенты прибегают к услугам брокера, например при необходимости удостовериться в правильности процедуры, добавили в компании: «74,5% продаж доменов стоимостью более 1 млн руб., осуществляемых через магазины группы компаний RU-CENTER, сопровождалось доменными брокерами». Число свершившихся сделок — именно такие идут в зачет брокеру — выросло год к году на 36%, «объем поступающих заявок при этом сохранился», отметили в RU-CENTER. В месяц же брокеры сопровождают около 50–60 сделок, самой крупной же из них с начала года стала продажа домена за 18,5 млн руб.