IoT покрошен, протокол так брошен
Вендоры систем умного дома стремятся к соединениям
Российские платформы умного дома расширяют степени взаимодействия с устройствами сторонних вендоров, в частности за счет внедрения протокола Matter. Запрос на универсальность выражают как российские, так и зарубежные потребители, несмотря на разное мнение по иным вопросам, например отношение к голосовым ассистентам. Как утверждают опрошенные “Ъ” участники рынка, сегментом умного дома движут именно колонки, а остальные компоненты подбираются исходя из совместимости с ними. При этом популяризации умного дома мешают не вопросы совместимости, а восприятие таких систем как дорогих и непрактичных.
Российские операторы экосистем умного дома исторически расширяли ассортимент совместимых устройств за счет облачных интеграций, то есть связок между учетными записями разных компаний и передачи информации между ними через интернет. В последнее время, однако, они сделали ставку на использование общеотраслевых стандартов связи внутри умного дома Zigbee и Matter (оба разрабатываются организацией Connectivity Standards Alliance). Помимо локальной связи между компонентами они обеспечивают совместимость между разными устройствами, даже если их производители явным образом не договорились друг с другом об этом. На практике это означает, что, например, к системе «Яндекса» могут подключаться аксессуары конкурирующей SberDevices или IKEA, официально не представившей свои устройства на российском рынке до ухода с него.
В части взаимодействия различных систем друг с другом российские операторы следуют зарубежным трендам. По результатам опроса Deloitte, проведенного в США в 2023 году, возможность такого взаимодействия считают важным 79% респондентов — даже если только 11% опрошенных стремятся к полной автоматизации дома. Опрошенные “Ъ” участники рынка подтверждают, что это свойство важно и для российских потребителей, при этом они указывают и на различия в привычках.
В России любят поговорить
Совместимость разных устройств умного дома друг с другом приоритетна только в тех случаях, «если нет потребности в управлении голосом и нет умной колонки», говорит руководитель департамента «Телеком и гаджеты» группы «М.Видео—Эльдорадо» Сергей Уваров. Главным драйвером роста рынка умного дома в России он назвал именно голосовое управление: «Большинство пользователей начинают собирать различные компоненты умного дома после покупки базового устройства. Сейчас это, как правило, умная колонка с виртуальным ассистентом». Остальные устройства, по его словам, выбираются именно исходя из того, можно ли ими управлять голосом через выбранного ранее ассистента. Впрочем, покупателю в любом случае приходится обращать внимание и на совместимость устройств, добавляет директор сети техники и электроники restore: Расим Лемберанский: «Для выполнения сценария или функции часто недостаточно одного девайса».
Для потребителей из США, исходя из данных Deloitte, голосовые помощники не основной канал управления умным домом: на него полагаются лишь 17% опрошенных пользователей. Это сопоставимо с долей пользователей, которые управляют умной техникой вручную, например кнопками на самом устройстве (18%). Больше всего американцев (45%) пользуются вендорскими мобильными приложениями, предназначенными для управления устройствами от одного конкретного производителя.
Российским пользователям, наоборот, «удобно, когда весь умный дом и дополнительные функции находятся в одном приложении», утверждает генеральный директор сети «Всесмарт» Александр Буйневич: «Потребителю важно, чтобы устройства умного дома работали с уже имеющимся оборудованием без лишних действий. В идеале клиенты хотят купить технику, прийти домой и подключить ее напрямую к существующему шлюзу (центру локальной связи умного дома.— “Ъ”) или хотя бы связать облака».
Красной нитью через умный дом
К объединению разных устройств одним интерфейсом стремятся и мировые производители. Речь идет прежде всего о компаниях, которые также развивают собственные мобильные операционные системы и оболочки (Google, Apple, Samsung): в них управление умным домом — это фактически встроенная функция. Эти компании еще в 2022 году добавили в свои экосистемы поддержку протокола Matter. Устройства, сертифицированные на совместимость с Matter, позволяют привязывать их к экосистеме единым образом, сканируя универсальный код на устройстве или инструкции к нему.
Если под брендом Zigbee понимаются одновременно и стандарт беспроводной связи, и язык, на котором устройства умного дома общаются друг с другом, то в случае с Matter эти понятия разнесены. Устройства с поддержкой Matter могут соединяться друг с другом как по беспроводной связи Thread, так и по Wi-Fi. Первый стандарт более энергоэффективен и позволяет расширять покрытие сети путем добавления новых устройств. А второй не требует отдельного радиомодуля в устройстве, и его поддержку можно добавить в уже существующую технику вместе с обновлением по интернету — именно так и поступил «Яндекс» (см. “Ъ” от 20 февраля). На российском рынке есть устройства, технически поддерживающие Thread (например, некоторые модели телеприставки Apple TV), но держатели российских платформ пока не внедряют его.
В России нет особых преград — например, регуляторного характера — к распространению Thread, сказали “Ъ” в SberDevices: «Но из факторов отметим более высокую стоимость по сравнению с Zigbee-устройствами». Компания отметила, что развитие Thread может оказаться «не столь стремительным, как у Matter через Wi-Fi», в частности из-за наличия мостов — промежуточных устройств, позволяющих подключать к Matter-сети устройства других протоколов.
В VK сообщили “Ъ”, что «видят дальнейшее развитие в выпуске устройств как с поддержкой Zigbee, так и с поддержкой Matter» (идет речь о Thread или о Wi-Fi, не уточняется). А представитель «Яндекса» отметил, что «вслед за интеграцией устройств Matter over Wi-Fi будет развиваться и подключение Matter over Thread-девайсов». В SberDevices же сообщили лишь о планах расширять ассортимент устройств с Zigbee.
Подключить можно, но зачем
«Будет ли это устройство работать с тем, что уже есть у меня дома?» — это один из вопросов, наиболее часто возникающих у потребителей, говорит господин Буйневич. Но расширение количества домохозяйств, в которых есть системы умного дома, сдерживают вовсе не вопросы совместимости: «Есть субъективное восприятие умного дома, которое становится для многих барьером: якобы умный дом — это технически сложно и дорого». Господин Лемберанский называет еще один фактор — «низкая осведомленность о выгодах, которые получает пользователь».
Чтобы преодолеть такие преграды, ритейлеры, по словам господина Буйневича, переходят от классического рассказа о продукте в сторону его полевой демонстрации: «Например, в магазинах электроники открываются шоурумы. Также появляются горячие линии для консультаций, программы выездного сервиса». По его словам, если человек, купивший умное устройство, не смог им воспользоваться и получить позитивный опыт, «он не пойдет дальше».
Сохранять интерес к умному дому среди тех людей, которые уже опробовали его, помогает «закрепленный положительный опыт», полагает господин Уваров: «Например, если покупатель использует товары умного дома и понимает, что девайсы помогают ему экономить время, то он, скорее всего, зафиксирует для себя новый сценарий ведения быта».