Поезд, который мчался к славе
Среди всех песен, написанных о БАМе, самыми современными в музыкальном отношении, самыми молодежными, яркими и зажигательными оказались песни, сочиненные и исполненные не по-русски и к тому же американским гражданином — правда, активным критиком США и другом СССР. Бамовцы до сих пор любят вспоминать, как о них и для них пел Дин Рид.
В те самые дни, когда первые прибывшие на местность комсомольские бригады закладывали первые шпалы Байкало-Амурской магистрали, на Центральном телевидении появилась новая передача, которой будет суждено оставаться одной из самых рейтинговых и любимых на протяжении полутора десятков лет,— «Утренняя почта». Получасовая воскресная музыкальная программа составлялась по заявкам зрителей и представляла собой подборку выступлений певцов и коллективов, которых люди, просившие об этом в своих письмах, хотели видеть еще и еще.
Одной из первых песен, надолго прописавшихся в «Утренней почте», стал заражающий юношеской энергией номер группы «Самоцветы» «Я сегодня там, где метет пурга. Я сегодня там, где поет тайга» — песня звучала в то время, когда в новостных выпусках дня не обходилось без репортажей о сияющих улыбками высоких парнях с гитарами и стройных девушках, отправлявшихся под ее аккомпанемент туда, куда она звала и где должна была пролечь трасса новых железнодорожных путей.
Но, пожалуй, не было в истории «Утренней почты» клипов, которые повторяли бы чаще — порой, в двух выпусках подряд,— чем те, что были созданы на песни Софии Ротару «Родина моя» и американца Дина Рида «This train» («Этот поезд»). Не только потому, что они нравились, но и потому, что клипов тогда еще не существовало — не только у нас, но и на Западе; MTV создаст индустрию музыкальных видео ближе к 1984-му, когда бригады Бондаря и Варшавского, двигавшиеся навстречу друг другу со стороны Тайшета и от Тынды соответственно, встретятся, уложив «золотое звено», открывшее сквозное движение от Байкала до Амура.
А у Ротару и Рида клипы уже были, и в обоих был БАМ. Но у советской дивы кадры стройки были лишь частью мозаики великих прорывов, вроде полета Гагарина и первых фонтанов сибирской нефти, выложенной из хроникальных кадров. А вот клип Рида целиком был снят на БАМе, и именно снят. Рослый, сокрушительно красивый американец пел куплеты энергичного, уже предвосхищающего рок-н-ролл кантри Вуди Гатри с рефреном «Этот поезд мчится к славе». Он то широким ковбойским шагом разгуливал со своей гитарой по крыше движущегося вагона, то свешивался с локомотива, перекинув колено через перила,— и в такой, весьма рискованной для того, чтобы держаться в ней на полном ходу состава, позе, продолжал играть на своей гитаре, петь и улыбаться. И умудрялся к тому же ни на секунду не терять зрительного контакта с камерой.
Рид и правда был ковбоем. Он вырос в Колорадо, кантри и рок-н-ролл были той музыкой, с которой в конце 1950-х он ворвался в хит-парады Америки, во времена самодержавия Элвиса Пресли поднимаясь в них аж до второго места, а трюки вроде того, что он демонстрировал в клипе, для него были хлебом насущным — свои главные роли в кино он сыграл в итальянских спагетти-вестернах и индейских фильмах студии ДЕФА.
Клип был снят во время поездки Рида на БАМ в 1979 году в рамках ставшего тогда уже традицией стройки летнего музыкального фестиваля «Огни магистрали». Рид ездил по проложенным уже путям на литерном, трехвагонном поезде, принадлежавшем начальнику трассы, и по прибытии на очередную станцию выступал: то под проливным дождем, балансируя со своей гитарой на мокрой крыше состава, то перед 15-тысячной толпой, облепившей склоны сопки Фестивальная.
Это турне — вечно молодой энергичный ковбой среди вечно молодых, как пели в тогдашней песне, комсомольцев первым испытывает дорогу, которую они прорубили в тайге,— уже на уровне задумки обещало телевизионщикам яркое пропагандистское и агитационное зрелище. Поэтому в первый вагон поезда Рида — спал он во втором, а в третьем ехали продукты — сгрузили телегруппу с аппаратурой, и так был снят его бенефис «Я желаю вам счастья», который и сам по себе надолго прописался в праздничных телесетках, и одарил «Утреннюю почту» невиданным, лихо снятым и смонтированным клипом (в самом клипе задействован обычный состав), где БАМ предоставил полигон для демонстрации не только певческих, но и каскадерских талантов американца.
Самого Рида поездка, в свою очередь, так впечатлила, что гвоздем его следующего диска-гиганта стала сочиненная и аранжированная им самим в стиле так хорошо ему знакомой музыки к вестернам песня «БАМ»: «Deep through the taiga, 60 below, getting’ down the timber, fightin’ through the snow» — «В дебрях тайги, в 60-градусный мороз, валим мы лес, воюя с вьюгой».
Хотя песен о БАМе было сложено немало, ни одна не заводила так, как эта, где к порывистости советской молодежи 1970-х Рид подключил киловатты авантюрного духа и спел это на языке рока — английском.