Санкции ледового класса

США блокируют доставку оборудования НОВАТЭКу

США продолжают ограничивать работу российских арктических проектов. Под новые санкции Минфина страны попали суда, задействованные в транспортировке оборудования и доставке грузов для арктических СПГ-проектов НОВАТЭКа (MOEX: NVTK).

Фото: ПАО «НОВАТЭК»

В новую редакцию санкционного списка Минфина США, опубликованную 1 мая, попали судовладельцы и специализированные суда-тяжеловозы, задействованные в транспортировке узкоспециализированных модулей и оборудования для оснований гравитационного типа (ОГТ) для СПГ-проектов НОВАТЭКа в Арктике.

Модули для проектов НОВАТЭКа традиционно устанавливаются на ОГТ в Мурманске, а затем морем транспортируются к месту установки в Арктике.

В частности, в SDN-лист попали сингапурская Red Box Energy Services PTE Ltd (структура нидерландской Red Box Energy Services) и принадлежащие ей специальные суда усиленного ледового класса Arc7 — Audax и Pugnax.

Они были построены в 2016 году специально под поставку китайских модулей для проектов НОВАТЭКа, в том числе по Севморпути, что ускоряло доставку. Компания уже поставляла модули для первого проекта НОВАТЭКа «Ямал СПГ». В конце февраля ее суда доставили партию модулей для строительства второй линии СПГ-завода «Арктик СПГ-2», находящегося в SDN-листе.

В теории найти замену этим танкерам не так сложно, поскольку в Мурманск модули может доставить судно и без усиленного ледового класса. Аналогично за поставку модулей для проекта под санкции попали гонконгская судоходная компания CFU Shipping Co. Limited и принадлежащие ей специализированные грузовые суда Hunter Star и Nan Feng Zhi Xing.

Также в новом списке оказались российские компании, работающие в северных морях, и их суда. Так, в SDN-лист попали девять судов ООО «Эко Шиппинг», базирующегося в порту Архангельска.

В разъяснениях к санкционному списку компания указывается как «осуществляющая по морским и внутренним водным путям перевозки, связанные со строительством инфраструктуры в арктической зоне РФ, в том числе для проекта "Арктик СПГ-2"». У «Эко Шиппинг», которая и сама оказалась в списке,— 12 судов с возможностью перевозки проектных, навальных, генеральных, тяжеловесных и длинномерных грузов, сообщается на ее сайте.

Компания участвовала в большинстве реализованных в последнее время морских проектов в Баренцевом и Карском морях, море Лаптевых, Восточно-Сибирском море и других акваториях Севморпути и доставила, в том числе на необорудованный берег, более 1 млн фрахтовых единиц различных грузов. Также под санкции попали три судна, принадлежащих архангельскому ООО «Трансстрой», и само ООО. Как сообщается в разъяснениях к санкционному списку, компания работает в Арктике и северных районах РФ, в числе ее завершенных проектов — работы для Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений НОВАТЭКа в Белокаменке.

Подробнее о точечной блокировке США российских СПГ-проектов и ее потенциальном воздействии на газовую отрасль РФ (см. “Ъ” от 15 марта).

Татьяна Дятел, Наталья Скорлыгина

Вся лента