«Линия» обреза

Как «мегагород будущего» попал под сокращение

В начале апреля агентство Bloomberg сообщило, что власти Саудовской Аравии пересмотрели план проекта The Line. Уникальный город в пустыне, который должен был состоять из двух лежащих на боку небоскребов, вытянутых в линию длиной 170 км, станет в 70 раз короче. Сообщается также, что расходы на строительство футуристического мегагорода Неом (The Line — часть этого мегагорода) планируется снизить с $1,5 трлн до $500 млрд. Представители Саудовской Аравии утверждают, что все идет по плану.

Строительство мегагорода Неом — одна из частей программы реформ «Видение 2030», направленной на освобождение Саудовской Аравии от нефтяной зависимости

Фото: Amr Nabil / AP

Как все начиналось

«Саудовская Аравия хочет слезть с нефтяной иглы». Подобными заголовками пестрели газеты всего мира восемь лет назад. 25 апреля 2016 года преемник наследного принца Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман Аль Сауд, глава Совета по делам экономики и развития королевства, представил кабинету министров программу экономических реформ «Видение Саудовской Аравии-2030» (часто используется сокращенная версия названия — «Видение-2030»). Кабмин оперативно одобрил программу, а король Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд ее подписал.

Главная цель реформ заявлена так — кардинально ослабить зависимость страны от добычи и продажи нефти к 2020 году, реформировав все отрасли экономики.

Реализация «Видения-2030» осуществляется за счет средств Суверенного фонда Саудовской Аравии (Public Investment Fund, PIF). Размер фонда было решено довести с 600 млрд риалов ($160 млрд) в 2016 году примерно до 3 трлн риалов ($795 млрд) к 2030-му. Для этого — провести первичную эмиссию акций государственной нефтяной компании Saudi Aramco, которую власти страны оценивали в $2 трлн, предложив инвесторам до 5% ее акций (остальные акции были переведены в PIF). Ненефтяные доходы казны планировалось увеличить к 2030 году с 163 млрд ($43,2 млрд) до 1 трлн риалов ($265 млрд).

Пресс-конференция Мухаммеда бен Сальмана, посвященная «Видению 2030». 2016 год

Фото: Fayez Nureldine / AFP

В интервью для телеканала «Аль-Арабия» принц Мухаммед бен Сальман заявил: «Королевство сможет жить в 2020 году без зависимости от нефти… Зависимость Саудовской Аравии от нефти в прошлые годы помешала развитию многих секторов экономики».

Каких успехов достигла Саудовская Аравия в вопросе независимости от нефти

В марте 2024 года Министерство экономики и планирования Саудовской Аравии сообщило, что доля ненефтяного сектора в структуре ВВП Саудовской Аравии достигла в 2023 году 50%, что является самым высоким показателем за всю историю королевства. В реальном выражении вклад ненефтяного сектора составил 1,7 трлн саудовских риалов (около $453,3 млрд).

В «Видении-2030» были также запланированы снижение уровня безработицы (с 11% до 7%) и рост семейных сбережений жителей Саудовской Аравии (с 6% до 10%). Число жителей страны, занимающихся спортом, должно вырасти с 13% до 40%. К 2030 году три саудовских города должны войти в список 100 лучших городов мира. Планировалось также принять меры по увеличению способности Саудовской Аравии принимать паломников-мусульман — с 8 млн до 30 млн человек. Развитие туристической индустрии, создание специальных экономических зон, модернизация армии, повышение эффективности государственного аппарата — все это тоже было частью плана.

На первой после объявления «Видения-2030» пресс-конференции для иностранных журналистов принц заявил: «Мы не позволим, чтобы наша страна зависела от ценовых колебаний или внешних рынков». В планы реформ также входило изменение общественной структуры — предоставление женщинам больших возможностей в экономике, повышение статуса живущих в стране иностранных специалистов экспатов.

«Думаю, к 2020 году, если нефть перестанет течь, мы сможем выжить. Она нам нужна, она нам нужна, но, думаю, в 2020 году мы сможем жить без нефти»,— утверждал принц Мухаммед.

Сын короля Мухаммед бен Сальман как глава Совета по делам экономики и развития королевства осуществлял контроль над деятельностью PIF с 2015 года. Как инициатор и руководитель проекта «Видения-2030» он стал главной фигурой в экономике Саудовской Аравии. А вскоре — и в политике. 21 июня 2017 года король Саудовской Аравии сместил принца Мухаммеда ибн Наифа с поста наследного принца и министра внутренних дел. Новым наследным принцем стал Мухаммед бен Сальман. После этого назначения зарубежные политологи стали называть его «де-факто правителем Саудовской Аравии», в западных СМИ укрепилась аббревиатура его имени — МБС.

Планов громадье

Средством передвижения в Неоме должен быть общественный транспорт, а летающее такси будет средством развлечения

Фото: Hamad I Mohammed / Reuters

Через четыре месяца после назначения наследным принцем, 24 октября 2017 года, на конференции «Будущие инвестиционные инициативы» МБС обнародовал проект футуристического мегагорода Неом (в рекламных материалах его название часто передается как НЕОМ).

Город площадью 10 230 квадратных миль (26 500 кв. км, что в 10 раз больше площади Москвы с учетом Новой Москвы) должен был возникнуть буквально на пустом месте — на побережье Красного моря, в северо-западной провинции королевства Табук.

Название мегагорода состоит из двух частей. «Нео» — от греческого «неос» («новый»). Что касается «м», то это первая буква арабского слова «мустакбаль» («будущее») и первая буква имени инициатора проекта Мухаммеда бен Сальмана.

В разработке концепции Неома участвовали три ведущие мировые консалтинговые компании — McKinsey & Co, Boston Consulting и Oliver Wyman. Вот лишь несколько идей, предложенных для города будущего. Искусственные облака, благодаря которым в городе дожди должны были идти чаще, чем это возможно в пустыне. Лучшая в мире система образования — с голографическими учителями. Парк развлечений в духе фильма «Парк Юрского периода» — с роботами-динозаврами.

В Неоме будет создано множество рабочих мест для роботов

Фото: Faisal Al Nasser / Reuters

Одними динозаврами роботизация города не ограничится. В рекламных материалах проекта перечислялись профессии, которыми в чудо-городе Неом будут заниматься роботы,— «уборщики, дворники, грузчики, строители, секретари, ресепшионисты, няни, таксисты, санитары, солдаты, спасатели, ликвидаторы аварий, официанты, бармены, курьеры, сельскохозяйственные работники, служители правопорядка и др.».

Ночью на город будет проливать свет громадная искусственная луна. На пляжах на берегу Красного моря будет насыпан светящийся в темноте песок. Жители Неома смогут пользоваться летающими такси. По числу ресторанов со звездой «Мишлен» на душу населения Неом должен занять первое место в мире (в настоящее время в Саудовской Аравии нет ни одного мишленовского ресторана).

В Неоме будет существовать собственная налоговая система, собственное трудовое законодательство, автономная юридическая система. Все энергетические потребности города должны обеспечиваться только за счет возобновляемых источников энергии — солнечной и силы ветра.

В создание мегагорода изначально планировалось вложить $500 млрд.

В январе 2019 года была основана компания Neom (100% акций компании принадлежит Суверенному фонду Саудовской Аравии). Совет директоров компании возглавил Мухаммед бен Сальман.

Еще до создания компании, в октябре 2018 года, МБС сообщил в интервью Bloomberg, что Неом будет построен к 2025 году, а первая фаза строительства почти закончена.

«Проект Neom. Футуристический город, в который он планирует инвестировать полтриллиона долларов. А что если не получится? Это может обанкротить страну» (Из интервью Джамаля Хашогги телеканалу Al Jazeera)

Фото: Hasan Jamali / AP

Первая фаза — Неом-Бэй («бухта Неом»), жилой район «с пляжами, умеренным климатом и привлекательной инвестиционной средой» (так его характеризовало саудовское информагентство Saudi Press Agency). Работы в Неом-Бэй планировалось завершить в 2020 году. Еще до этого, в январе 2019-го, аэропорт Неом-Бэй принял первых пассажиров. В настоящее время аэропорт принимает рейсы из Дохи (Qatar Airways), Дубая (flydubai), Эр-Рияда, Джидды, Даммама и Лондона (Saudia). В 2023 году было объявлено о планах создания собственной авиакомпании города будущего — Neom Airlines, первые рейсы которой намечены на конец 2024 года. Что касается жилого района Неом-Бэй, то доступно огромное количество пресс-релизов 2019 года, посвященных тому, что он будет построен, но невозможно найти ни одного пресс-релиза о том, что он уже построен.

По ситуации на октябрь 2023-го в проекте Neom трудились более 3 тыс. административных работников и более 60 тыс. строителей. Возведение первых 10 жилых районов, рассчитанных на 95 тыс. жителей, тогда только велось.

В том, что планы начала строительства сдвинулись, виноваты несколько обстоятельств, которые невозможно было предвидеть. Сначала — рост напряженности в отношениях Эр-Рияда со странами Запада после убийства в октябре 2018 года в посольстве Саудовской Аравии в Турции журналиста-диссидента Джамаля Хашокджи. Потом — пандемия COVID-19, во время которой миру требовалось меньше нефти, в том числе саудовской.

170-километровая «Линия» и другие

Так должен был выглядеть с высоты птичьего полета самый длинный небоскреб в мире

Фото: NEOM

С окончанием пандемии власти Саудовской Аравии продолжили работу над проектом Neom.

Мегагород Неом должен будет состоять из 16 районов (по ситуации на апрель 2024 года), 4 из которых скорее следует воспринимать как отдельные города — The Line, Oxagon, Trojena и Sindalah.

Oxagon задуман как самая большая плавучая конструкция в мире, которая «строится в качестве модели высокотехнологичной и чистой промышленности будущего и инновационного хаба, реализуемого на базе инновационного автоматизированного порта с интеллектуальной цепочкой поставок».

Trojena — будущий туристический курорт в горах.

В апреле 2024 года в ходе роуд-шоу по Китаю (Пекин, Шанхай, Гонконг) представители компании заявили китайским инвесторам, что остров-курорт Sindalah начнет работу в нынешнем году.

Остальные 11 районов (Leyja, Epicon, Siranna, Utamo, Norlana, Aquellum, Zardun, Xaynor, Elanan, Gidori и Treyam), о которых было объявлено в промежутке между октябрем 2023 года и мартом 2024 года,— будущие эксклюзивные курорты и коттеджные поселки, а также сообщества любителей гольфа, соответствующие стандартам устойчивого развития.

О проекте The Line («Линия»), самом амбициозном, флагманском проекте мегагорода Neom, было объявлено 10 января 2021 года.

The Line. C этого ракурса можно оценить только высоту (500 метров), но не длину супернебоскреба

Фото: NEOM / AFP

«Будущее городской жизни. Cognitive city, простирающийся на 170 км — от эпических горных пейзажей Неома через вдохновляющие пустынные долины к прекрасному Красному морю. Зеркальный архитектурный шедевр, возвышающийся на 500 м над уровнем моря, но при этом имеющий землесберегающую ширину 200 м. The Line — это пересмотр концепций градостроительства и представлений о том, как будут выглядеть города будущего». Этот переполненный пиаровским пафосом текст до сих пор можно прочесть на англоязычной версии сайта проекта города Неом.

Для термина «cognitive city» еще не существует устоявшегося перевода на русский язык. В русскоязычной версии он называется умный город. В России хорошо известна и используется на практике концепция умного города (smart city) — интеграция информационных и коммуникационных технологий для управления городским хозяйством. В 2018 году был утвержден ведомственный проект Минстроя России, который так и называется,— «Умный город».

Что касается концепции cognitive city, то ее, вероятно, придумали в Tonomus, «дочке» инвестиционной компании Neom, строящей город Неом. На сайте информагентства Bloomberg можно прочесть спонсорский материал, объясняющий разницу между двумя концепциями.

По утверждению гендиректора Tonomus Джозефа Бредли, когда будет построен cognitive city Неом, все умные города по сравнению с ним будут выглядеть безнадежно устаревшими. Ведь технологические системы умных городов обрабатывают информацию в режиме реального времени, а технологии cognitive city будут предвидеть и предсказывать будущее. Интересно, способны ли были эти технологии предсказать уменьшение города The Line в 70 раз?

Небоскреб The Line может стать домом для 9 миллионов человек. Ну, или хотя бы для нескольких сот тысяч

Фото: NEOM / AFP

У cognitive city Неома должен был появиться цифровой двойник — виртуальная метавселенная, «бесшовно» соединенная с реальным городом. Цифровой двойник будет и у каждого жителя. Жители и гости города смогут наслаждаться виртуальными концертами, тренироваться под руководством аватаров виртуальных тренеров, бизнесмены — проводить многоязычные совещания с участием виртуальных переводчиков, подготовленные виртуальными ассистентами.

В русскоязычной версии сайта проекта обошлось без «эпических» и «вдохновляющих». Преимущества нового города расписаны так: «Город без дорог, машин и выбросов. Город, где используется только возобновляемая энергия и где 95% земли отдано природе. В отличие (так в тексте) от обычных городов, на первом месте здесь стоит не транспорт и инфраструктура, а здоровье и благополучие жителей. Ширина застройки не превысит 200 м, но при этом город устремится вдаль — на 170 км. Высота зданий составит 500 м над уровнем моря. The Line станет домом для 9 млн жителей и займет всего 34 кв. км площади. Инфраструктуру проложат крайне компактно, и эффективность служб получится невероятной. В домах будет поддерживаться идеальный климат, так что жители смогут в полной мере насладиться природой. Все нужные для жизни объекты разместят в 5-минутной пешей доступности, а до другого конца города вы доедете за 20 минут — по скоростной железной дороге».

Пешая доступность и скоростная железная дорога? А зачем тогда нужны обещанные летающие такси? У авторов проекта и на это есть объяснение. Летающее такси — не средство передвижения, а способ развлечения.

Над проектом самого длинного небоскреба работали 12 архитектурных студий

Фото: NEOM / AFP

9 млн жителей были запланированы на далекий 2045 год. Что касается 2030 года, то в 2022-м речь шла о 1,5 млн человек. Сейчас, согласно собеседникам Bloomberg, планируется, что жителей The Line в 2030 году будет менее 300 тыс. А если уменьшить первоначальные 9 млн в 70 раз — именно так должна уменьшиться длина лежачего небоскреба — то выйдет даже меньше 130 тыс. человек.

В 2022 году газета The Wall Street Journal опубликовала материал, в котором со ссылкой на конфиденциальные материалы, касающиеся проекта The Line, назывались новые размеры и стоимость строительства лежащего небоскреба. Высота — 488 м, длина — 120 км, стоимость — $1 трлн. Вероятно, с учетом этой цифры Bloomberg оценивает стоимость всего проекта Neom в $1,5 трлн

Аравийское дежавю

Венеция в пустыне. Экогород будущего. Никаких отходов, никаких автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (только беспилотные электромобили). Углеродная нейтральность — то есть никаких выбросов углеводородов и его аналогов в атмосферу или компенсация этих выбросов за счет углеродно-отрицательных проектов. Вся энергия — чистая, вода — вторично перерабатываемая. Таким виделся город Масдар-Сити, который строится в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) неподалеку от аэропорта Абу-Даби.

Масдар-Сити

Фото: Masdar

В 2006 году была создана компания Masdar — дочернее предприятие суверенного инвестиционного фонда ОАЭ Mubadala Investment Company. В переводе с арабского «масдар» означает «источник». Компания Masdar занимается возобновляемой энергетикой. В 2008-м она представила свой главный проект — строительство Масдар-Сити.

9 февраля 2008 года наследный принц эмирата Абу-Даби Мухаммед бен Зайд Аль Нахайян (в настоящее время — эмир Абу-Даби, президент Объединенных Арабских Эмиратов) виртуально, прикосновением к сенсорному экрану, заложил первый камень в строительство города. Инвестиции в проект оценивались в $22 млрд. $4 млрд планировали вложить власти эмирата, остальные деньги должны были поступить от крупных сторонних инвесторов (каких именно — не сообщалось). Проект был заказан прославленному британскому архитектору Норману Фостеру.

Первоначально строительство Масдар-Сити планировали завершить в 2016 году. Его население к тому времени должно было составить 50 тыс. человек. Еще 40 тыс. человек должны были ежедневно приезжать в Масдар-Сити. Действительность вскоре внесла свои коррективы — в 2008-м разразился глобальный финансовый кризис.

В 2010 году было объявлено о переносе срока завершения строительства Масдар-Сити — на 2020–2025 годы. В 2016-м была названа новая дата — 2030 год. К 2016 году было застроено только 5% запланированной территории (6 кв. км) будущего города. Руководство проекта признавалось, что углеродной нейтральности достичь еще не удалось — лишь 50% потребляемой городом энергии приходится на возобновляемые источники. Постоянное население составляло в 2016 году 300 человек — все они были студентами Масдарского института науки и технологии (в настоящее время входит в состав Университета естественных наук и технологий Халифы, обучение и проживание на кампусе в Масдар-Сити бесплатное). На работу в Масдар-Сити приезжало около 2 тыс. человек. Из 85 запланированных станций системы персонального автоматического транспорта (роботакси на четыре-шесть человек) в строй были введены только 2.

По ситуации на 2023 год в Масдар-Сити жило и работало около 15 тыс. человек (постоянно жило около 5 тыс.), в городе находились представительства 535 компаний (в том числе Lockheed Martin, Mitsubishi Heavy Industries, Schneider Electric, Siemens и Etihad Airways). «Венеция в пустыне» в настоящее время больше похожа на офисный квартал, чем на город для жизни. Газета The Times в 2023 году оценивала Масдар-Сити не как экогород будущего, а как город-призрак, «оазис, который не вырос».

Пересмотр в сторону сокращения самого амбициозного проекта «Видение-2030» — это не единственный пример отступления от программы. В конце апреля 2024 года агентство Bloomberg сообщило со ссылкой на информированные источники, что будет пересмотрен еще один пункт первоначального плана — об удвоении населения столицы Саудовской Аравии Эр-Рияда к 2030 году. Вместо 15 млн человек, как было запланировано первоначально, теперь речь идет о 10 млн человек. По оценке журнала World Population Review, в 2024 году население Эр-Рияда вырастет на 1,8% и превысит 7,8 млн человек, а к 2030-му в саудовской столице будет жить более 8,5 млн человек.

Министры уполномочены заявить

Столица Саудовской Аравии сильно изменилась в последние годы, но ее население растет не так быстро, как было запланировано

Фото: Simon Kremer / picture alliance / Getty Images

На сообщение Bloomberg о том, что бюджет проекта Neom будет снижен с $1,5 трлн до $500 млрд, а 170-километровый лежачий небоскреб The Line уменьшится в размерах, официальные представители Саудовской Аравии отреагировали не сразу.

Во время специальной сессии Всемирного экономического форума в Эр-Рияде на эту тему высказались два члена кабинета министров Саудовской Аравии.

28 апреля 2024 года в ходе сессии, посвященной росту мировой экономики, министр финансов Мухаммед бен Абдалла аль-Джадаан заявил, что работа над 87% целей, поставленных в «Видении-2030», идет в соответствии с графиком. Но в связи с возникшими «вызовами» в некоторые проекты были внесены корректировки. «Мы уменьшим масштаб некоторых проектов, мы ускорим работы над другими проектами»,— сказал министр.

29 апреля министр экономики и планирования Саудовской Аравии Фейсал аль-Ибрагим заявил корреспонденту CNBC, что масштабы проекта Neom не изменились, все идет по плану.

«Все наши проекты движутся вперед на всех парах»,— сказал министр, отметив, что решения, касающиеся проекта, принимаются так, чтобы получить «оптимальный экономический эффект». «Это долгосрочный проект, у которого модульный дизайн. Остальные мегапроекты будут осуществлены ради специфического эффекта в специфических секторах»,— подытожил Фейсал аль-Ибрагим.

Насколько можно понять из этих заявлений, 170-километрового небоскреба, может, и не будет. Возможно, что-то еще подвергнется коррекции. Роботы-динозавры? Искусственная луна? Но в любом случае мегагород Неом будет построен.

Алексей Алексеев

Вся лента