«У нас осталось только самое прогрессивное»
Дмитрий Гронский — о китайских автомобилях
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Гронский рассказывает, почему производители из Европы и США начали уступать компаниями из Поднебесной.
Пекинский автомобильный салон еще продолжает свою работу, но выводы, собственно, можно было сделать уже в день его открытия.Казалось бы, еще совсем недавно европейские, американские, японские и корейские автомобильные компании чувствовали себя на китайских выставках и законодателями мод, и королями рынка. Творчество местных автомобильных компаний воспринималось с улыбкой. Дизайн пытался копировать самые успешные мировые образцы — от Toyota RAV4 до Porsche Macan и Range Rover Evoque. При этом дверные зазоры по двум бортам могли разниться чуть ли не на палец шириной. А под капотами стояли бензиновые силовые агрегаты, ведущие свою историю от моторов Toyota или Mitsubishi конца прошлого века.
Но теперь все разительно поменялось. На стендах автопроизводителей, не представляющих Поднебесную, полумрак, безлюдье и, по сути дела, ничего интересного. На китайских стендах феерия новых моделей, построенных по самым последним технологиям, причем молниеносно. Если какая-нибудь европейская фирма может гордиться тем, что спустя три года выпуска определенной модели ей удалось прикрутить ей новые бамперы и увеличить отдачу двигателя на 5 л. с., то китайский автопроизводитель может за год полностью обновить всю свою линейку, представить полдюжины совершенно новых машин. И, что любопытно, автомобили эти будут не только технологичны по сути, но и вполне прилично выглядеть.
То есть если не брать во внимание события, которые привели к тому, что наш рынок покинули все автомобильные компании, кроме китайских, то можно было бы сказать, что это даже хорошо: у нас осталось только самое прогрессивное, что есть на сегодняшний день в мировом автопроме. Но есть и вторая ложка дегтя — это цена. Какой-нибудь Mercedes-Benz или Skoda дорожили нашим рынком. Они локализовали здесь свои производства, а цены на автомобили держали ниже, чем в Германии или Чехии. Китайские компании дорожат нами не так сильно, да и санкций опасаются. Поэтому за китайские автомобили мы платим сегодня вдвое дороже, чем за них платят китайцы у себя на родине.