«Нам нужна собака, которая способна думать, анализировать и принимать решения»
Как работает центр кинологической службы ГУ МВД по Свердловской области
В Свердловской области в 2023 году с помощью кинологов было раскрыто 705 преступлений, собаки способствовали раскрытию 11 убийств. Начальник центра кинологической службы ГУ МВД по Свердловской области Марина Прокуронова рассказала «Ъ-Урал», как уральские собаки помогают раскрывать преступления.
— Какие преступления в Свердловской области раскрывались при помощи собак?
— У нас собаки используются по всем направлениям. По итогам прошлого года, в Свердловской области специалисты-кинологи участвовали в осмотре мест происшествий 1990 раз. Применение служебных собак способствовало раскрытию 705 преступлений, из них тяжких и особо тяжких — 313, собаки способствовал раскрытию 11 убийств, 26 раз — умышленному причинению тяжкого вреда здоровью, 22 — разбойных нападения, 89 грабежей и 343 краж. По линии незаконного оборота наркотических средств — 122 преступления, по линии незаконного оборота оружия — один и 91 — иные преступления.
— Какие этапы дрессировки проходят служебные собаки?
— Основной этап дрессировки у служебных собак начинается с одного года, но начинаем тренировки со щенячьего возраста. Задачи ставятся такие, чтобы щенок мог их выполнить, развиваются навыки, которые необходимы в дальнейшем для службы. Идут занятия, направленные на развитие поисковых качеств, социализацию, так как наши собаки не должны бояться людей. Их учат небольшим поисковым упражнениям, упражнениям по послушанию. В год, когда собака уже готова по своей нервной системе выполнять более сложные задачи, начинается основной этап обучения.
— Что входит в подготовку полицейского-кинолога?
— Обязательные блоки для специалистов — это право и юриспруденция. Сотрудники изучают нормативно-правовую базу о деятельности полиции, проходят огневую и физическую подготовку, параллельно готовят служебную собаку. Обучение проходит в школах МВД. По территориальности наши сотрудники проходят обучение в Уфимской школе по подготовке специалистов-кинологов.
— Как кинолог выбирает себе собаку?
— Мы стараемся подбирать собаку под нервную систему кинолога, потому что у собак типы нервных систем делятся так же, как у людей. Основные типы — это сангвиник, меланхолик, флегматик, холерик. Для нашей службы мало подходят собаки флегматики, холериков мы тестируем и смотрим, подойдет ли нам собака для службы. Основной тип собак, которые наиболее нам подходит — сангвиники. Как и у людей, у собак может быть смешанные типы нервной системы. Например, если человек по своему складу сангвиник, то ему очень тяжело будет работать с собакой-холериком. Человек и собака — это команда, они должны быть либо одного темперамента, либо похожего.
— Как кинологи определяют тип темперамента у собак?
— У нас есть тестирования, которые проходят щенки. Первые тестирования начинаются еще в самом маленьком возрасте. Первый тест в 45 дней, потом в 6 месяцев, окончательное тестирование проходит в один год. У собаки должна быть устойчивая нервная система, собака должна хотеть работать, не все, к сожалению, хотят это делать, а также обладать определенной стабильностью. Бытует мнение, что любую собаку можно научить, но, на самом деле, это не так. У многих собак определенные навыки передаются на генетическом уровне, у некоторых пород есть способности, за счет которых они лучше выполняют работу.
— Какие породы собак чаще всего используются для службы?
— В нашей работе преимущественно используются немецкие овчарки, бельгийские овчарки, есть небольшой процент использования ризеншнауцеров, для охраны у нас используются средне-азиатские овчарки. Каждая порода обладает определенным перечнем качеств, которые нам необходимы, самые универсальные породы — это бельгийские и немецкие овчарки, но даже среди этих собак мы проводим отбор. У нашей собаки должна быть сильная нервная система, она должна быть заинтересована в поиске, и эти навыки мы можем увидеть у собаки еще в детстве. Если при тестировании мы видим, что щенок не проявляет поисковых качеств, то понимаем, что его сложно будет развивать, соответственно, мы сразу подбираем собак, у которых поисковые качества есть, у которых есть желание общаться с человеком. Собаки, так же, как и люди работают, они получают зарплату. Они получают зарплату в виде еды, либо социального поощрения от человека, либо игру.
— Какие направления деятельности у кинологов на службе?
— Основные направления нашей деятельности — розыск по запаху следа человека, этим занимаются розыскные собаки. Следующая группа собак осуществляет поиск и обнаружение взрывчатых веществ, наркотических средств. Есть собаки, которые специализируются на поиске трупных останков.
— По какому принципу собак выбирают на профили?
— Для поиска и обнаружения взрывчатки мы не используем гиперактивную собаку, потому что это будет мешать. Такая собака хорошо подойдет для работы по поиску наркотиков, потому что там более динамичная работа. Собаки, которые работают по следовой работе, должны быть самые выносливые и самые сильные, потому что по следу физически тяжело идти. По последним тенденциям, у собак, которые работают по взрывчатке, появилась необходимость обследовать очень большое количество объектов, сейчас для этого направления мы тоже ищем выносливых собак.
— Как тестируют собак перед выходом на службу?
— У нас есть тесты на специальные раздражители. Собака выводятся для тестирования в город, то есть это реакция на автотранспорт, людей, животных, на незнакомые объекты. Для некоторых собак это состояние стресса, мы учим с этим справляться. У них хоть и упрощенная нервная система, но некоторые собаки тоже боятся. Мы не говорим о том, что нам нужна бесстрашная собака, нам нужна собака, которая способна думать, анализировать и принимать решения. Если собака испугалась, это не так страшно, нужно посмотреть, как она вышла из этого стресса. Они хоть и примитивно, но думают, самостоятельно принимают решения.
— Как собаку обучают поиску?
—Выбирается источник запаха, и собака поощряется возле него. Нет такого, как бытует мнение, что собак подсаживают на наркотики. Берется источник запаха и закладывается в банку, в которой проделаны небольшие отверстия, запах выходит, и собака просто поощряется возле этого источника. Выбирается способ обозначения этого запаха, то есть это либо укладка, либо статичное поведение или просто стойка, но самое главное, чтобы мы четко видели, что собака его обозначает. Соответственно, это поведение постоянно подкрепляется, собака постепенно запоминает, что при запахе источника нужно принять определенную позицию.
— Собак обучают поиску на настоящих наркотиках?
— У нас настоящих наркотиков — нет. У нас есть запаховые имитаторы для подготовки, которые имитируют запах наркотических средств. Ватные диски, фланелевую ткань мы кладем с настоящими наркотиками, которые пропитываю запах, и потом эти запахоносители мы забираем для подготовки служебных собак. Собаки запоминают огромное количество запахов, и каждый раз им не нужно напоминать.
— Как собаки работают по поиску взрывчатки?
— У взрывчатки есть определенный запах. Поступает много сообщений о минировании, на такие случаи кинологи выезжают, плюс собаки по взрывчатке обследуют перед большими мероприятиями. Перед выборами президента России абсолютно все избирательные участки в Екатеринбурге были обследованы со служебными собаками, но не только нашими, но и собаками управления Росгвардии. Ничего обнаружено не было. .
— Хватает ли собак на службе?
— Собак нам хватает, но у нас есть некомплект кинологов, особенно в Свердловской области, здесь некомплект составляет порядка 30%. Это огромная цифра, в Екатеринбурге это так остро не ощущается, но, в любом случае у нас есть вакантные должности.
— Как решается проблема с нехваткой кадров?
— Подаются объявления, кандидатам мы предлагаем должности. Не каждый человек сможет работать с собакой, потому что это физически очень тяжело. На работу с собакой тратится очень много времени. Кинолог — прежде всего сотрудник полиции и дополнительно у него есть еще собака, то есть здесь мы говорим об увеличении объема должностных обязанностей. С собакой нужно заниматься, нужно ходить, бегать, прыгать, что тоже физически не каждый сможет. Еще их любить нужно. Если кинолог без души, у него не будет получаться работать с собакой. Он должен любить свою собаку, он должен любить свою работу. Такие кинологи очень быстро уходят, отсеиваются после прохождения сборов, потому что видят, насколько это тяжело.
У нас на территории постоянно проходят экскурсии, к нам приезжают и студенты, и школьники, и даже бывают ребята из детского сада. Мы рассказываем им про нашу службу и говорим, что у них есть возможность прийти к нам на работу. Но, если честно, после таких экскурсий пока никто не приходил. Но мы плотно работаем с Уральским государственным аграрным университетом, и оттуда у нас студенты приходят.
— В каждом ли городе региона есть кинологическая служба?
— Практически в каждом городе есть кинологическая служба, даже в маленьких городах. У нас есть города, где нет людей, но таких городов очень мало. На данный момент по всей области у нас есть 335 служебных собак. На тяжкие преступления обычно собака выезжает. Если говорить о нашем центре, то у нас, в основном, собаки работают по поиску наркотиков и взрывчатки, плюс мы выезжаем в близлежащие города, например, Березовский и Верхнюю Пышму.
— Участвуют ли уральские собаки в СВО?
— Пока наши сотрудники туда не направлялись, потому что все это разделено регионально. Сейчас туда направляют близлежащие регионы.
— До какого возраста собаки пригодны для службы?
— Собака может уйти на пенсию в восемь лет, но это не обязательно, все абсолютно индивидуально. Некоторые собаки у нас продолжают работать до 9 и 10 лет, до 11 лет даже были случаи. Все зависит от состояния здоровья и способности выполнять работу. Некоторых собак, как и людей, может подвести здоровье, и собаки уходят на пенсию раньше.
— Что происходит с собаками после выхода на пенсию?
— В большинстве случаев они остаются в семье у кинолога. Но у кинолога не всегда есть возможность забрать собаку домой, когда ее списывают. В этом случае мы размещаем объявления, и их могут забрать простые граждане. Ей нужен только уход и любовь, то же самое, что и для обычной собаки. Для них нет необходимости в спецсодержании.
Подготовлено при содействии руководителя пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области Валерия Горелых