С вело, товарищи, в ногу
Власти Перми планируют эвакуировать теперь и электровелосипеды кикшерингов
Конфликт кикшеринговых сервисов и властей Перми, начавшийся с запрета парковки электросамокатов в центре города, привел к тому, что чиновники готовы эвакуировать любое сдаваемое в прокат «бесконтрольное средство передвижения». Таким образом, чиновники ответили на действия прокатных операторов, заменивших самокаты на электровелосипеды. Эксперты считают, что в данном случае ни федеральный закон, ни права пользователей не нарушаются, а кикшеринговым сервисам стоит взять паузу для создания взаимовыгодных предложений о сотрудничестве с властями.
Администрация Перми подготовила проект постановления «Об утверждении Порядка освобождения территории Перми от бесконтрольных средств передвижения» (БСП), в рамках которого под принудительную эвакуацию и наложение штрафа подпадают все виды индивидуального перемещения, бесконтрольно брошенные на улицах города. Проект был опубликован 30 апреля на сайте муниципального образования. В проекте указано, что постановление распространяется на велосипеды, скутеры, мопеды и иные аналогичные средства, в том числе предоставляемые шеринговыми сервисами на территории краевой столицы.
На прошлой неделе кикшеринг Whoosh запустил в прокат электровелосипеды. В компании посчитали, что такой транспорт не относится к средствам индивидуальной мобильности (СИМ), поэтому действующие ограничения распространяться на электровелосипеды не будут.
По информации чиновников Перми, за несколько дней работы прокатных электровелосипедов зафиксировано их размещение на тротуарах, подходах к пешеходным переходам, остановочных пунктах и в других местах, ограничивающих свободное перемещение горожан. «Припаркованные электровелосипеды, как и электросамокаты, не должны препятствовать передвижению пешеходов, уборке тротуаров, безопасности дорожного движения»,— пояснили «Ъ-Прикамье» в городской администрации.
В мэрии отметили также, что работа по перемещению, хранению и возврату электровелосипедов, бесконтрольно оставленных на территории общего пользования, будет проводиться аналогично процедуре по регулированию размещения электросамокатов: стоимость эвакуации составит 1,5 тыс. руб., а день нахождения СИМ на штрафстоянке — 100 руб.
Кикшеринг Whoosh с замечаниями не согласился и заявил, что внимательно следит за порядком на парковках. По словам пресс-секретаря шеринга Дениса Балакирева, сервисные команды круглосуточно перемещаются по городу, переставляя самокаты с тех мест, где они оставлены неудачно. «За оставление самоката вне парковки положен штраф, при системном повторении нарушений — блокировка аккаунта»,— отметил господин Балакирев.
Напомним, конфликт между городскими властями и сервисами кикшеринга начался с ограничения по размещению электросамокатов в центре города. Новые требования, принятые в марте депутатами гордумы, разрешили оставлять самокаты только на специальных велопарковках. При этом в центральном планировочном районе Перми пункты размещения для средств индивидуальной мобильности (СИМ) предусматривать не стали. Самокаты, оставленные в нарушение новых правил, в апреле текущего года начали вывозить на штрафстоянки. Только с 5 по 7 апреля с улиц Перми вывезли рекордное количество — 532 средства индивидуальной мобильности (весь флот СИМ шерингов в Перми оценивался в 2 тыс. единиц). За месяц нахождения на стоянке мобильные средства были выкуплены только частично, уточнили вчера в мэрии.
Юрист и управляющий партнер G & K Finance and Law Андрей Гонта считает, что постановление не нарушает права пользователей СИМ и не противоречит федеральному законодательству, поскольку вопрос находится в ведении органа местного самоуправления. «Скорее всего, шеринговые организации должны будут согласовать с муниципалитетом новые места для стоянки СИМ, с обеспечением разметки специально выделенных зон, и их комплексное обслуживание»,— подчеркнул господин Гонта. Вместе с тем остро встает вопрос о возврате со штрафстоянки того микромобильного средства, которое находится в собственности человека. Возврат СИМ будет производиться только при предъявлении подтверждающих документов, в которых будет указан идентификационный номер транспорта, то есть чек, договор купли-продажи и другое.
По мнению депутата Пермской думы Алексея Овчинникова, постановление имеет вполне обоснованное основание. «За неделю мы увидели, что вне зависимости от того, самокат это, велосипед или что-то другое, все еще продолжается нарушение правил благоустройства пользователями кикшеринговых услуг»,— отметил господин Овчинников. Он подчеркнул также, что новое постановление администрации, скорее всего, будет принято. При этом шерингам придется взять рабочую паузу до следующего сезона. «За этот период кикшеринговые компании смогут проанализировать все требования и подготовить взаимовыгодные предложения по сотрудничеству с городом, чтобы интересы всех сторон были учтены»,— считает депутат.