ГАС и ГИС
Олег Сапожков о новом месте IT в российской реальности
Превращение госуправления в IT-технологию — главная инновация первого правительства Михаила Мишустина, и первый этап тиражирования успехов цифровизации ФНС в Белом доме удался,— решено продолжать. О проекте при этом довольно мало известно в «инженерном» понимании, но работавшие с ним чиновники раскрыли некоторые детали «связки» двух главных IT-систем Белого дома — ГИС «Электронный бюджет» и ГАС «Управление».
Первая из них отвечает за управление нацпроектами, госпрограммами, стратегическими инициативами, взаимоувязывая достижение контрольных точек проектов с бюджетными ассигнованиями. Их изменение для отдельных этапов без учета корректировок траектории проекта уже невозможно, а сама ГИС интегрирована с другими информсистемами федерального и регионального уровней, всего в ней работают более 160 тыс. пользователей, и более 40 тыс.— в подсистеме управления нацпроектами и госпрограммами.
ГАС «Управление» же осуществляет онлайн-мониторинг и анализ развития проектов — сбор, обработку и анализ их параметров, расчет уровня достижения целей, управление рисками и мониторинг объектов капстроительства. «Именно ГАС "Управление" — точка сбора и агрегации данных для руководителей правительства, министерств, ведомств и регионов»,— говорят собеседники “Ъ”. В этой системе уже работают более 120 тыс. человек, из них более 14 тыс.— заняты проектной деятельностью. ГАС «Управление» стыкуется с десятками иных госинформсистем, главная из которых, в свою очередь, «Электронный бюджет». Также в проект по цифровизации госуправления уже входит автоматизированный контроль исполнения документов, реализованный на базе новой системы электронного документооборота правительства (так называемый «Дашборд»), в едином пространстве которой взаимодействуют все его чиновники.
Далее нормативное и административное обеспечение проникновения методов работы Белого дома в исполнительную власть предстоит обеспечивать ведомству Максута Шадаева, для этого Минцифры передается в прямое подчинение господину Григоренко. При этом пока проект по цифровизации госуправления «только начал выходить за пределы Белого дома», признают его исполнители. Если почти 300 тыс. рабочих мест в двух верхнеуровневых IT-системах — это «только начало», а центральный аппарат исполнительной власти многократно меньше региональных, муниципальных и периферийных, речь идет о более чем 1 млн рабочих мест. Удивлявшая многих после начала военной операции на Украине «бережность» Минцифры и Белого дома по отношению к IT-кадрам (отказ от «запрета на выезд», который и спровоцировал бы бегство айтишников, и льготы для сектора — налоговые, ипотечные и бронь) это объясняет: в IT дефицита кадров, поразившего всю экономику РФ, власти себе позволить не могли, и не позволили. Могут же, когда хотят.