Утильсбор набрал аппаратного веса
Ольга Никитина о приверженности чиновников привычным практикам
Повышение аппаратного веса российских чиновников, которые пошли на повышение в новом правительстве, способствует укреплению их уверенности в правильности выбранных прежде курсов. Так, уже назначенный первым вице-премьером экс-глава Минпромторга Денис Мантуров при рассмотрении своей кандидатуры в Госдуме 12 мая в первых же заявлениях пообещал «оперативно» рассмотреть предложения повышения утильсбора на автомобили, дорожную технику и сельхозтехнику.
Еще в начале апреля бывший тогда вице-премьером и главой Минпромторга господин Мантуров при общении с журналистами на эту тему был гораздо деликатнее. В публичных комментариях министерства дежурно сообщалось, что там «следят за изменениями рынка».
«Придать динамику» индексации утильсбора Дениса Мантурова 12 мая просил депутат Владимир Гутенев, который называл меру «защитой от демпинга зарубежных компаний». Эта риторика схожа с той, которую использует основной лоббист повышения утильсбора для автопрома — АвтоВАЗ, судя по всему, беспокоящийся даже из-за скидок на те импортные автомобили, в сегментах которых концерн толком не присутствует.
Исходно утильсбор вводился как барьер для импорта и должен был заменить импортные пошлины, снижавшиеся в рамках обязательств РФ в ВТО. В 2020 году процесс снижения пошлин завершился. Но в Минпромторге пообещали проиндексировать утильсбор «для стимулирования локализации».
Это произошло в 2023 году для автомобилей и сельхозтехники. В бюджете РФ доходы только от индексации в автопроме оценивались в 306 млрд руб. Между тем, поясняют мои собеседники в отрасли, повышение утильсбора позволяет лишь в моменте нарастить господдержку местных производителей, источником которой выступают оставшиеся заводы РФ с низкой локализацией. Сократить же спрос на импорт плавная индексация не позволяет, так как «вымывается лишь часть покупателей».
Насколько резким может быть очередное повышение, пока неясно. Среди противников повышения утильсбора остались разве что сельхозпроизводители, предупреждающие о рисках для их бизнеса и удорожании продовольствия. Именно активное сопротивление аграриев в 2020 году, которые тогда выкладывали видео на YouTube с критикой властей, задержало повышение утильсбора. Возможно, оно ограничит аппетиты сторонников меры и сейчас — возглавлявший Минсельхоз Дмитрий Патрушев тоже пошел на повышение и продолжит курировать АПК уже в статусе вице-премьера. В автопроме же активных противников индексации не осталось. Китайские концерны избегают публичных заявлений или придерживаются логики, которую когда-то неофициально сформулировали в Volkswagen: «Нам будет плохо, но Toyota будет еще хуже».