Белорусская огранка

Евгений Зайнуллин о поиске места на рынке в условиях санкций

Максимальная закрытость информации в сфере внешней торговли, тем более товарами, вокруг которых постоянно обсуждаются новые санкции, стала привычным правилом в условиях почти повсеместных ограничений, причем не только в отношении РФ. Тем удивительнее видеть примеры обратного подхода. Иллюстрацией может служить отчет Белоруссии о торговле алмазами за 2023 год — один из самых подробных на моей памяти, среди публикуемых на сайте Кимберлийского процесса (организация алмазодобывающих стран и стран-импортеров, которая в том числе сертифицирует алмазы).

Евгений Зайнуллин

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Как сказано в документе, в 2023 году Белоруссия импортировала из РФ алмазов на 246,8 тыс. карат стоимостью $35 млн. В 2022 году импорт был 213,2 тыс. карат, а в 2021 году — всего 28,3 тыс. карат, то есть после начала военных действий на Украине он вырос на порядок. Экспорт алмазов из Белоруссии, который в 2021 году оценивался в 8,6 тыс. карат стоимостью $5,1 млн, по итогам 2023 года достиг 220,9 тыс. карат на $30 млн. В частности, страна поставляла алмазы в Индию, Армению и ОАЭ. У части партий в документе обозначено российское происхождение, у других — смешанное.

Сегодня торговля российскими алмазами осложнена широким перечнем ограничений. Под блокирующими санкциями США находятся АЛРОСА и «АГД Даймондс». С 1 января начал действовать запрет на прямой импорт алмазов из РФ в страны ЕС. С 1 марта к поставкам на рынки EC и G7 запрещены российские алмазы от 1 карата, даже если они огранены в иных странах. А с 1 сентября должен вступить в силу запрет на получение из РФ выращенных в лаборатории бриллиантов, ювелирных изделий и часов, содержащих российские бриллианты.

Другие страны на этом фоне отчитываться о торговле алмазами не спешат. У такого крупного импортера, как Индия, к примеру, последний отчет на сайте Кимберлийского процесса датирован 2021 годом. В случае Белоруссии открытость может быть попыткой нанести себя на карту алмазно-бриллиантового рынка как пока небольшой, но работающий перевалочный пункт. А чем сложнее маршрут, тем труднее может быть отследить происхождение алмазов. Намерения у Минска, судя по всему, вполне серьезные: как сообщало «БелТА», президент Белоруссии Александр Лукашенко уже предлагал губернатору Магаданской области Сергею Носову создать СП по обработке магаданских алмазов в Гомеле.

Конечно, открытость сопряжена с рисками. Источники Bloomberg сообщали, что в новый пакет санкций ЕС против РФ могут также войти санкции против Белоруссии, в том числе на экспорт алмазов. Но, возможно, пока страны ЕС согласуют документ, Минск уже наладит развернутую систему поставок.

Вся лента