Рилс закончился штрафными санкциями
Почему дело о краже видео называют прецедентным
Арбитражный суд Подмосковья впервые взыскал компенсацию за кражу рилса в Instagram (принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России). Индивидуальному предпринимателю придется выплатить 300 тыс. руб. за то, что он скопировал идею и текст для видео у эксперта по недвижимости. Суд постановил, что ответчик сделал это ради рекламы своих услуг. Защита заявителя утверждает, что подобное дело впервые рассматривалось в России, а, возможно и в мире, однако блогеров этот прецедент, скорее, насторожил. Почему? Разбирался Иван Хорушевский.
11 млн просмотров собрал ролик риэлтора и блогера с сотней тысяч подписчиков Юлии Юминой, в котором она рассказала о том, что нужно сделать после погашения ипотеки. Эти советы, судя по всему, скопировал другой агент по недвижимости. В описании своего профиля он обещает «прокачать подписчикам мозг и финансы».
Способы, с помощью которых это делается, и вызвали вопросы у истицы. Как утверждает ее защита, ответчик не просто позаимствовал идею, а воспроизвел текст, раскадровку и даже жесты из оригинального видео. Плагиат очевиден, констатировал управляющий партнер Коллегии медиа-юристов Федор Кравченко: «Проблемы у ответчика возникли потому, что в своем ролике он использовал схожие текст, последовательность кадров и изображения.
Если бы он не поленился и снял видео на ту же тему, но при этом не заимствовал бы текст, то суд с большой вероятностью отказал бы во взыскании компенсации».
Тем не менее судебное решение собеседники “Ъ FM” называют прецедентным — формат коротких видео поводом для разбирательств прежде не становился. Теперь инстанции, вполне вероятно, столкнутся с наплывом похожих исков. При этом поводы для претензий могут быть самые разные, отметила руководитель практики по защите интеллектуальной собственности в сети «Интернет» компании Semenov&Pevzner Екатерина Калиничева:
«Например, если у нас есть текст, который мы с вами придумали и наговорили, и кто-то другой нашу озвучку потом использует в своих роликах, то мы так же можем защитить свои права на исполнение. В части музыкальных произведений, фонограмм, которые используются в видеороликах, тоже такое возможно».
В принципе, предъявлять претензии правообладатели смогут даже на танцы. Другое дело, что копирование озвучки, музыки и движений из определенного ролика — для соцсетей не редкость. В конце концов, существует такое понятие, как тренд, суть которого и заключается в создании похожих видео на одну и ту же тему. Как суды отнесутся к такому плагиату, пока непонятно, заметила блогер и сооснователь коммуникационного агентства Breaking Trends Юлия Загитова:
«Мы дойдем до того, что будем регулировать еще и челленджи.
Поэтому, когда я услышала об этом случае и начала разбираться, то подумала о том, что люди, которые рассматривали это дело, не понимают философию соцсетей и цели любого тренда. Потому что в его основе — всегда повторение».
Такими темпами блогерам придется разрабатывать уникальную концепцию для каждого видео. Свежие идеи, вероятно, найдутся не у всех, так что контента станет заметно меньше. Интересная перспектива для отрасли, которая усиленно занимается импортозамещением.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".