Коворкинг — находка для шпионов
В США набирает популярность новая модель работы с секретными документами
Работа с секретной информацией в США может вестись только в специально оборудованных помещениях. Так было всегда, и об этом знали все, кто по долгу службы сталкивался с секретными документами (даже Дональд Трамп, любивший относить их себе домой). Однако конфиденциальная информация — это не всегда гостайна, а работать с ней приходится не только разведчикам и президентам, но и бизнесу. Но его интересы до сих пор никак не удовлетворялись. Решить эту проблему взялись стартапы, похожие на WeWork. Только их помещения для коворкинга обустроены по строжайшим стандартам безопасности.
В американском законодательстве есть термин «Sensitive Compartmented Information Facility» (SCIF) — буквально, «помещение для работы с секретными документами». Строить их на протяжении всей истории страны могли только федеральные службы. Как итог — крайне ограниченное количество таких центров изучения засекреченной информации, рассчитанных прежде всего на президентов, дипломатов и агентов спецслужб.
Еще в 2017 году Конгресс США в законе об оборонном бюджете на очередной финансовый год указал Министерству обороны на необходимость пересмотра устоявшейся практики в сфере строительства SCIF. Просто потому, что работать с конфиденциальными документами нужно не только президенту США или спецслужбам, но и подрядчикам Пентагона, а также представителям бизнеса. А тем вряд ли подойдет Овальный кабинет, Ситуационная комната в Белом доме или помещение в здании Министерства обороны.
В итоге к строительству SCIF были допущены частные компании, пусть и с обязательным участием какого-то из разведывательных управлений США.
Бюрократические процессы в оборонном секторе заняли несколько лет, но теперь в США появляется все больше стартапов, готовых предложить своим клиентам офис для секретных переговоров.
Правительственные помещения для работы с секретными документами «довольно универсальны», поясняет агентству Bloomberg Джей Марваха, генеральный директор технологической компании Syntasa. В противовес правительственному универсализму стартапы готовы предложить своим клиентам все, что угодно: от минималистичных кабинок с минимумом необходимой мебели до просторных офисов с кофе-машиной, диванами и высокоскоростным Wi-Fi. К тому же, отмечает господин Марваха, SCIF от частных компаний зачастую расположены в куда более удобных локациях, чем государственные.
Несмотря на вольности в плане обустроенности и комфорта таких помещений, частные компании обязаны соблюдать те же требования к SCIF, что и федеральные службы. А требований этих более 200 страниц. И это не просто перечень необходимой мебели или обязательное наличие решеток на вентиляционных отверстиях, датчиков движения и специальных фильтров на окнах, чтобы не допустить подслушивания. В документе прописано буквально все: устройство стен, полов, дверей, окон, систем безопасности. Даже с подробными схемами того, как они в итоге должны выглядеть.
Строительство таких переговорных обычно обходится вдвое дороже, чем стандартный офис. Для подавляющего большинства компаний это непозволительная роскошь. Тем более что пользоваться ими сотрудники будут, очевидно, не каждый день. Куда удобнее арендовать такое помещение.
Syntasa арендует SCIF у компании Westway, у которой есть оборудованные офисы в Херндоне, Шантильи (штат Виргиния) и Сент-Луисе (Миссури). В скором времени компания намерена открыть центр SCIF и в Колорадо.
У Nooks, которая работает на этом еще только формирующемся рынке три года, уже около 150 помещений для работы с секретными документами, сосредоточенных в трех локациях: Виргинии, Колорадо и Калифорнии. Одно из них — неподалеку от Пентагона.
Компания Crystal City предлагает своим клиентам мобильные SCIF, которые могут быть размером с телефонную будку или полноразмерный транспортный контейнер. Стартап готов собрать такое помещение на заказ под требования определенного заказчика и доставить SCIF в любую точку страны.
В американском законодательстве предусмотрены три уровня конфиденциальности данных: совершенно секретные, секретные и конфиденциальные. Они ранжируются по степени ущерба, который может быть нанесен национальной безопасности США в случае раскрытия этих данных.
Каждый уровень конфиденциальности документов требует разных мер предосторожности. Например, очевидно, что переговоры между компаниями, пусть и конфиденциальные, не требуют того же уровня обеспечения безопасности, что работа с правительственными документами, содержащими гостайну. И для большинства клиентов на этом рынке никогда не понадобятся помещения для обсуждения документов типа «совершенно секретно». Тем не менее частные владельцы SCIF готовы работать и на этом уровне. В конце концов, агенты спеслужб тоже предпочли бы иметь такой офисный центр неподалеку от своего дома, вместо того чтобы ездить каждый раз в Вашингтон или Арлингтон. Пока такие помещения есть только у Westway, но и в Nooks намерены в скором времени оснастить свой центр рядом с Пентагоном всем необходимым, чтобы тот соответствовал самому высокому уровню безопасности.
Рынок помещений для работы с секретными документами пока, безусловно, остается нишевым. Так, например, в США пользоваться SCIF, создающимися все еще при участии федеральных агентств, могут только компании и лица, имеющие доступ к секретным материалам. В списке Госдепартамента таких лиц всего около 4 млн. Тем не менее интерес к этому рынку есть не только у стартапов, но и у устоявшихся игроков на рынке недвижимости.
«В условиях растущей геополитической нестабильности, появления непредсказуемых противников и участившихся кибератак спрос в этом направлении выглядит довольно устойчивым»,— отмечает Колин Мэдден, исполнительный директор TMG, которая теперь тоже рассматривает возможность выхода на рынок SCIF.