Боец ЧВК снова в деле
Напавшего на полицейских вагнеровца заново осудят
Суд в Ростове-на-Дону рассмотрит заново уголовное дело участника ЧВК «Вагнер» Павла Николина, ранее осужденного за нападение на полицейских в Ростовской области. 6 декабря 2022 года боец оказался в лесополосе под Новошахтинском и открыл огонь по наткнувшимся на него полицейским, тяжело ранив одного из них. При первом рассмотрении дела присяжные пришли к выводу, что у бойца не было возможности понять, что перед ним полицейские, так как они передвигались на обычном автомобиле и не были одеты в форму. В итоге суд смягчил обвинение и назначил вагнеровцу шесть лет и одиннадцать месяцев колонии особого режима. Прокуратура обжаловала это решение в апелляционном порядке и добилась его пересмотра.
Ростовский областной суд заново рассмотрит дело 38-летнего бывшего участника ЧВК «Вагнер» Павла Николина, обвиняемого в нападении на сотрудников полиции Новошахтинска в декабре 2022 года. В декабре 2023 года ему было назначено шесть лет и одиннадцать месяцев колонии особого режима, однако Третий апелляционный суд в Сочи отменил приговор.
Павел Николин в 2022 году в колонии был завербован в ЧВК «Вагнер» и отправился воевать в зону СВО. 6 декабря 2022 года полицейские, разыскивавшие пропавшую без вести женщину, наткнулись на него недалеко от Новошахтинска. Бывший боец ЧВК «Вагнер» открыл по полицейским огонь из ручного пулемета Калашникова. Один человек был ранен.
После этого в регионе началась масштабная операция по установлению и поиску подозреваемого. Павла Николина, одетого в камуфляж поверх спортивного костюма, задержали на следующий день на заброшенной свиноферме в селе Киселево Красносулинского района Ростовской области.
Следователи Следственного комитета РФ квалифицировали деяния Павла Николина по ч. 1 ст. 318 УК РФ (угроза применения насилия в отношении представителя власти), ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконное ношение огнестрельного оружия и боеприпасов).
Обвиняемый не согласился с такой квалификацией — по его словам, он не понимал, что перед ним полицейские, и не имел умысла навредить именно представителям власти.
В суде Павел Николин рассказывал, что был отправлен в Артемовск и в зоне боевых действий якобы отбился от группы, заблудился и не понял, что находится уже в Ростовской области. Полицейских Павел Николин, по его словам, принял за украинцев. «Они были не в форме, корочек у них не было,— отмечал задержанный.— Когда спецназ уже “принимал”, увидел значки по форме и понял, что это свои. Спецназу я не оказывал сопротивления».
При первом рассмотрении дела присяжные заседатели согласились с доводами стороны защиты и при ответах на поставленные перед ними вопросы посчитали нужным изменить квалификацию. Павла Николина признали виновным по более мягким статьям — об угрозе убийством и причинении тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 119, ч. 1 ст. 118 УК РФ), также он осужден за незаконное ношение оружия и боеприпасов (ч. 1 ст. 222 УК РФ).
Сторона обвинения не согласилась с этим решением и обжаловала его.
Прокурор указал в апелляционной жалобе, что защита незаконно воздействовала на присяжных заседателей, на что председательствующий не всегда реагировал надлежащим образом.
Рассмотрев доводы сторон, Третий апелляционный суд пришел к выводу, что присяжные дали противоречивые ответы на вопросы, из которых невозможно понять, какие конкретно обстоятельства они признали доказанными. «Следовательно, вердикт нельзя признать ясным и непротиворечивым»,— говорится в апелляционном определении суда. Дело направлено на новое рассмотрение в Ростовский областной суд в ином составе суда.
Павел Николин родился и жил в Уфе, по его собственным словам, получил образование по специальности «помощник машиниста электровоза». Женат, имеет троих детей. На предыдущие преступления Павла Николина толкнула «финансовая нужда», рассказывал он журналистам. По данным картотеки Верховного суда Башкирии, Павел Николин был многократно судим с 2007 по 2016 год, в том числе за нападения на офисы микрофинансовых организаций и угоны автомобилей, а также за побег из колонии-поселения.