Бодро бегущие по лезвию
в анимационном фильме «Марс Экспресс»
В прокат выходит анимационный фильм французского режиссера Жереми Перена «Марс Экспресс», участвовавший в программе Каннского кинофестиваля 2023 года. Авторы картины в очередной раз задаются популярным с конца 1960-х вопросом, снятся ли андроидам электрические овцы. И хотя их ответ получается довольно банальным, путь к нему сочла достаточно увлекательным Юлия Шагельман.
«Марс Экспресс» создан по оригинальному сценарию самого Жереми Перена и Лорана Сарфати, однако составлен он из таких знакомых элементов, что кажется экранизацией много раз читанной книги. Кинематографические влияния на авторов очевидны: в первую очередь, конечно, «Бегущий по лезвию» (1982), но также и фильмы Дэвида Кроненберга вроде «Видеодрома» (1982) и «Экзистенции» (1999), и «Вспомнить все» (1990), и культовое японское аниме «Призрак в доспехах» (1995). Картина Перена и визуально, и содержательно получилась куда проще и скромнее вышеперечисленных, однако ее мир подробно разработан и кажется вполне убедительным, возможно, как раз благодаря своей узнаваемости.
Это относится и к сюжету, который следует всем тропам классического нуара, помещенного в далекое будущее, где межпланетные перелеты и разумные андроиды стали обычным делом. Главный герой, как и положено по законам жанра, частный сыщик с травматичным прошлым, циничным взглядом на жизнь и проблемами с алкоголем. Только здесь это женщина — Алин Руби, бывшая военнослужащая, когда-то поучаствовавшая в вооруженном столкновении с восставшими роботами. Ее напарник Карлос погиб в том же конфликте, однако «воскрес» благодаря технологиям: теперь у него механическое тело, парящая над ним голографическая голова и сохранный человеческий разум, который прекрасно помнит и осознает, что с ним случилось. Третий их товарищ по оружию, Крис Ройджэкер, стал главой корпорации, которая производит все более новые и совершенные системы искусственного интеллекта.
Именно Крис поручает Алин и Карлосу отправиться с Марса на Землю, превратившуюся в одну большую трущобу, и выследить там хакершу Роберту Уильямс. Эта женщина принадлежит к движению «освободителей», которые взламывают андроидов, после чего те обретают свободу воли и перестают подчиняться человеческим приказам, и она, по словам Криса, украла какие-то разработанные его фирмой программы. Несмотря на успешное выполнение задания, после возвращения Алин и Карлоса на Марс с задержанной Робертой им приходится ее отпустить, на что заказчик реагирует с неожиданным равнодушием.
Хакерша еще сыграет свою роль в сюжете, однако это вступление служит скорее для знакомства зрителей с героями, а также с их миром, где сосуществуют люди, роботы и такие гибриды, как Карлос. Здесь встречаются остроумные детали, например: способ коммуникации вроде усовершенствованной сотовой связи, позволяющей общаться мысленно, без слов; или бутылки в барах, которые блокируются, если клиент, требующий выпить, алкоголик в завязке (не пройдет и трети фильма, как Алин отключит эту блокировку и вернется к виски после трех месяцев трезвости). А андроидов в фильме, конечно, вовсю использует секс-индустрия, хотя эта идея, прямо скажем, далеко не новая.
У Алин и Карлоса появляется новое дело: разыскать пропавшую студентку по просьбе ее обеспокоенного отца. Естественно, это простое на первый взгляд расследование приведет их к масштабному и запутанному преступному сговору, в котором участвуют сильные мира сего. А оба героя, исчезнувшая девушка, Роберта и вмешавшиеся в дело полицейские окажутся всего лишь пешками.
Финальный твист довольно предсказуем — кто здесь главный злодей, понятно если не с первого, то уж точно со второго его появления на экране. Но Перен поддерживает бодрый ритм фильма и наполняет его достаточным количеством эффектно отрисованных экшен-сцен, чтобы зрители не заскучали. В то же время всю картину пронизывает ощущение неизбывной меланхолии, столь характерное и для нуара, и для киберпанка в духе Филипа Дика. В будущем люди, возможно, научатся продлевать жизнь после смерти и получать сексуальное удовлетворение новейшими способами, но веселее от этого ни им, ни их цифровым копиям, если верить французским аниматорам, не станет.