Еда стынет на станциях
Перевозка рефрижераторных грузов на Дальний Восток осложнилась
У перевозчиков рефрижераторных грузов возникли сложности с транспортировкой рефконтейнеров с продуктами питания на Дальний Восток. Как сообщили участники рынка первому вице-премьеру Андрею Белоусову, хотя такие грузы должны получать приоритет, при согласовании отправки содержимое контейнера не учитывается, что приводит к задержкам и росту расходов на поддержание температуры. В ОАО РЖД отмечают рост перевозок рефконтейнеров, а эксперты предупреждают, что бороться за приоритеты грузов операторам будет сложно в условиях общего замедления движения по сети.
Ассоциация организаций продуктового сектора (АСОРПС, объединяет железнодорожных перевозчиков скоропортящейся продукции) сообщила первому вице-премьеру Андрею Белоусову о сложностях с транспортировкой рефконтейнеров с продуктами на Дальний Восток. Копия обращения АСОРПС от 11 апреля есть у “Ъ”.
Как пишет АСОРПС, 95% перевозимых членами ассоциации грузов — базовые продукты питания, такие как мясо, рыба, фрукты и овощи, за динамикой цен на которые следят власти, и по правилам временной очередности перевозок грузов на сети ОАО РЖД такие товары должны относиться к грузам с высоким приоритетом.
И хотя ОАО РЖД, сказано в письме АСОРПС, согласовывает заявки на перевозку продуктов питания почти в полном объеме, фактическая отправка рефконтейнеров и рефвагонов зачастую невозможна.
В обращении поясняется, что при перевозке рефконтейнеров контейнерными поездами требуется наряд-заказ, который не описывает содержимое, и скоропортящиеся продукты попадают в один ряд с генеральными грузами, не получая приоритета.
При повагонной отправке, пишет АСОРПС, согласованные к перевозке рефконтейнеры зачастую не принимаются неделями, а дополнительные затраты на поддержание температурного режима ложатся на грузоотправителя. В результате медленного подсыла груженых контейнеров на Дальний Восток наблюдается и нехватка рефконтейнеров и рефвагонов уже для вывоза оттуда рыбы, что негативно сказывается на ее стоимости для потребителя, уточняется в письме АСОРПС. Ассоциация просит нормализовать ситуацию с выдачей наряд-заказов и повагонными отправками. В секретариате господина Белоусова комментарии не предоставили.
АСОРПС в апреле также сообщила о проблеме главе ОАО РЖД Олегу Белозерову и заместителю гендиректора Алексею Шило. В обращениях к топ-менеджерам (копии есть у “Ъ”) ассоциация предлагает включить все рефрижераторные грузы в категорию приоритета 6.2 (перевозки социально значимых грузов по согласованному правительством перечню) без разбивки на коды, а также дать приоритет поездам из рефконтейнеров относительно обычных контейнерных поездов.
В ОАО РЖД “Ъ” сообщили, что принимают к перевозке максимально возможные объемы скоропортящихся грузов в контейнерах в восточном направлении. За четыре месяца 2024 года, поясняют в монополии, по всей сети ОАО РЖД перевезено 36,5 тыс. TEU рефконтейнеров, что на 4% больше, чем годом ранее. Перевозки с дорог запада на Восточный полигон год к году увеличились на 10%, до 12,8 тыс. TEU рефконтейнеров.
7,4 миллиона TEU
составил объем перевозок контейнеров ОАО РЖД в 2023 году, сообщал гендиректор компании Олег Белозеров.
«Перевозки скоропортящихся грузов держатся на особом контроле»,— подверкнули в ОАО РЖД. Там заверили, что заинтересованы в росте объемов погрузки и вместе с грузоотправителями будут использовать все имеющиеся возможности для отправки рефконтейнеров «с учетом поступающих задач по перевозке грузов, обладающих повышенным приоритетом». В марте повышен приоритет отправок нефтепродуктов (см. “Ъ” от 22 марта).
Проблема с пропуском рефконтейнеров особенно остра, поскольку для обеспечения сохранности содержимого необходимо топливо, и чем дольше поезд простаивает, тем выше затраты, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Однако, полагает он, в текущей ситуации эти расходы операторы будут вынуждены перекладывать на грузоотправителей, а те — на грузополучателей.
Движение контейнерных поездов в 2024 году заметно замедлилось, и вести борьбу за приоритеты грузов операторам рефконтейнеров будет крайне сложно, в том числе потому, что подход к контейнерным перевозкам основывается на их универсальности, поясняет господин Бурмистров. По его мнению, в теории рефпоезда могут получить приоритет только на ограниченном перечне экспортных маршрутов.