Европа китайской сборки
Председатель КНР Си Цзиньпин раскалывает антипекинскую коалицию
Председатель КНР Си Цзиньпин прибыл с государственным визитом во Францию — первый пункт его европейского турне, в ходе которого он также посетит Венгрию и Сербию. Переговоры в Париже, к которым присоединится глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, призваны дать ответ на главный вопрос, смогут ли Китай и Европа выстроить взаимовыгодное партнерство на фоне усиливающегося антикитайского тренда в США. Председатель КНР ждет гарантий, что ЕС не будет блокировать китайский капитал в Европе и проявит готовность расширять инвестиции в Китае. В свою очередь, для переживающей трудные времена европейской экономики важно добиться более выгодных условий партнерства с Пекином. Турне Си Цзиньпина также должно определить, какую роль в решении конфликта на Украине может сыграть Китай.
Начинающийся в понедельник государственный визит в Париж председателя КНР Си Цзиньпина, приуроченный к 60-летию установления дипотношений между двумя странами, пройдет через год после того, как в Китае побывал президент Франции Эмманюэль Макрон. В апреле прошлого года по итогам своей поездки в КНР он сделал ряд громких заявлений о важности «стратегической автономии» Европы, которая, по его мнению, должна обладать большей независимостью от Вашингтона и попытаться стать «третьей суперсилой» — наряду с США и Китаем.
Высказывания французского лидера тогда подверглись резкой критике в Конгрессе США — ряд влиятельных республиканцев потребовал разъяснить, выступает ли Эмманюэль Макрон от имени Франции или от всей Европы.
Спустя год противоречия между США и Китаем стали еще более острыми, подтверждением чего стал недавний визит в Пекин госсекретаря США Энтони Блинкена (подробнее см. “Ъ” за 2 мая). А последние опросы показывают, что число американцев, негативно относящихся к Китаю, достигло 81%.
Выступая в конце прошедшей недели на слушаниях в сенатском комитете по делам вооруженных сил, директор Национальной разведки США Эврил Хейнс напомнила, что Пекин обвиняет Вашингтон в подрыве позиций Компартии и сдерживании роста и технологического развития Китая.
В этой ситуации президенту Макрону предстоит предпринять уже вторую попытку доказать состоятельность своей концепции «стратегической автономии» Европы, которую он впервые огласил в апреле прошлого года, после поездки по Китаю и общения с председателем КНР Си Цзиньпином.
Как сообщили накануне визита Си Цзиньпина в Елисейском дворце, помимо переговоров в Париже президент Франции намерен сопровождать китайского лидера в его поездке на юго-запад страны в департамент Верхние Пиренеи для установления «более тесных личных отношений».
Накануне переговоров с председателем КНР президент Макрон в интервью газете La Tribune заявил: «Мы нуждаемся в Китае, будь то проблемы климата или безопасности. Роль Франции и Европы заключается в том, чтобы быть балансирующей силой, которая позволит нам привлечь Китай к участию в международных дискуссиях по этим важным проблемам».
Призвав развивать экономическое сотрудничество с Пекином, президент Макрон заявил: «Европа должна реалистично смотреть на вещи, отстаивая свои интересы».
Для того, чтобы переговоры с Си Цзиньпином переросли рамки двусторонних отношений и стали обсуждением того, как должно строиться взаимодействие Китая с Европой, в понедельник в Париж прибудет председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Таким образом, в первый день визита Си Цзиньпина в Париже пройдет трехсторонняя встреча ЕС—Франция—Китай.
Накануне визита председателя КНР в Париж в европейских СМИ появились утечки о возможном участии в переговорах с ним и канцлера Германии Олафа Шольца. В прошлый четверг канцлер Шольц посетил французскую столицу и провел ужин с президентом Макроном, в ходе которого, как сообщило издание Politico, обсуждалась общеевропейская политика по отношению к Китаю.
В связи с этим в прессе появились предположения, что Эмманюэль Макрон попытается убедить Олафа Шольца стать четвертым участником встречи с Си Цзиньпином.
В итоге представитель германского правительства Вольфганг Бюхнер выступил с разъяснениями, что на понедельник у Олафа Шольца запланированы визиты в Литву и Латвию и поездка в Париж его рабочим графиком не предусмотрена. Однако это не помешало Эмманюэлю Макрону, комментируя роль Олафа Шольца, указать на то, что, несмотря на его отсутствие в понедельник, ранее на встрече с ним в Париже удалось скоординировать общую линию по отношению к Китаю.
Ожидания китайской стороны сформулировал официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь. По его словам, Пекин рассчитывает, что предстоящий саммит выведет китайско-французское всеобъемлющее стратегическое партнерство на новый уровень, а также «внесет новый импульс в здоровое и стабильное развитие отношений Китая и ЕС и новый вклад в содействие миру, стабильности, развитию и прогрессу во всем мире». «Перед лицом неспокойной международной ситуации Китай и ЕС должны достичь правильного понимания друг друга, укрепить взаимопонимание и доверие, сосредоточиться на договоренностях и сотрудничестве, преодолеть помехи и трудности, должным образом контролировать разногласия и работать сообща для решения глобальных проблем»,— подчеркнул Линь Цзянь.
Несмотря на то что отношения Китая с ЕС не выглядят столь конфликтными, как с США, погода в них продолжает портиться под воздействием тренда, заданного Вашингтоном. В феврале этого года в рамках 13-го пакета санкций Евросоюз впервые внес в черный список четыре китайские компании, которые обвинили в том, что они якобы оказывали помощь России в получении доступа к произведенным в Европе товарам двойного назначения. Кроме того, агентство Bloomberg со ссылкой на источники сообщало о возможном включении китайских компаний в 14-й пакет санкций ЕС. По информации агентства, компании в материковом Китае и в Гонконге импортировали товары из Европы, которые затем якобы использовались российскими военными, несмотря на обширные торговые ограничения ЕС.
Кроме того, в Евросоюзе растут опасения по поводу технологической зависимости от Китая. В своей недавней статье, озаглавленной «Три направления деятельности для лучшей защиты Европы», глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель описал проблему, как ее сегодня видят в Брюсселе, так: «Что касается Китая, нам необходимо уменьшить нашу чрезмерную зависимость в конкретных областях, особенно тех, что лежат в основе нашей зеленой и цифровой трансформации, а также следует сбалансировать наши торговые отношения». Указав на то, что китайское правительство объявило о планах масштабных инвестиций в высокотехнологичное производство, глава европейской дипломатии предупредил, что ЕС будет защищать себя от «недобросовестной конкуренции» и уже принимает меры против китайских электромобилей и солнечных батарей.
«В КНР будут считать визит успешным, если удастся получить от европейцев гарантии того, что китайский капитал не будет в дальнейшем блокироваться в Европе. Кроме того, Пекин рассчитывает на готовность представителей ЕС расширить инвестиции в Китай, прежде всего, в области технологий. Пекин нуждается не в деньгах, а в технологическом инвестировании. Что же касается того, чего хочет добиться Си Цзиньпин в политическом плане, то это поддержка своей позиции по украинскому вопросу»,— отмечает в своем Telegram-канале директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов.