Китай войдет в Европу через Белград
Зачем Си Цзиньпин едет в Сербию
Главная цель визита председателя КНР Си Цзиньпина в Сербию 7–8 мая официально обозначена как «дальнейшее укрепление стальной дружбы» между двумя странами. Китай видит в Сербии важного партнера в реализации своего стратегического проекта «Пояс и путь», предполагающего в том числе доставку китайской продукции в Европу. Белград рассчитывает не только на китайские кредиты и инвестиции, но и на поддержку Пекином сербской позиции по Косово. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.
О том, что визит председателя КНР Си Цзиньпина в Сербию призван «укрепить стальную дружбу» между двумя странами, объявили и в Пекине, и в Белграде. Именно такую формулу — «стальная дружба» — уже несколько лет используют в обеих странах в качестве характеристики двусторонних отношений. Во время первого визита Си Цзиньпина в Белград в 2016 году была подписана декларация о стратегическом партнерстве. А осенью прошлого года, когда президент Сербии Александр Вучич посетил Пекин, между двумя странами заключено соглашение о свободной торговле, которое в Белграде назвали «историческим событием для Сербии».
И новому визиту председателя КНР сербское руководство придает огромное значение.
«Китай является лучшим партнером Сербии в реализации ее государственных интересов»,— заявил накануне приезда высокого гостя Александр Вучич в интервью главному китайскому телеканалу CCTV. При этом он особо подчеркнул, что после 2016 года «направил 15 приглашений Си Цзиньпину посетить Сербию».
Белград прежде всего рассчитывает на китайские инвестиции и кредиты, явно предпочитая их европейским из-за быстроты реализации и более простой процедуры получения. Не меньше Сербия заинтересована и в поддержке Пекином своей позиции по Косово. Китай не признает косовскую независимость и последовательно голосует в соответствии с этой позицией в Совбезе ООН, на что Белград рассчитывает и в дальнейшем. Со своей стороны, Сербия твердо придерживается принципа «единого Китая». «КНР всегда была на стороне международного права и всегда нас поддерживала, как и мы всегда поддерживали Китай. Тайвань — это Китай, и точка»,— заявил Александр Вучич в том же интервью CCTV.
Китай же видит в Сербии в первую очередь важного партнера в реализации своего стратегического проекта «Пояс и путь».
По данным источников “Ъ” в Белграде, знакомых с позицией сербского руководства, и в ходе нынешнего визита председателя КНР этот вопрос будет находиться в центре переговоров. Речь прежде всего пойдет о скорейшем завершении строительства скоростной железнодорожной магистрали Белград—Будапешт протяженностью 350 км, которое ведут китайские компании, с перспективой ее продления до македонской столицы Скопье и дальше до греческого порта Салоники. По планам Пекина именно магистраль Салоники—Будапешт должна стать в будущем одной из ключевых при доставке китайской продукции в Европу.
Еще одной важной темой переговоров, по словам тех же источников “Ъ”, должен стать вопрос о возможной закупке Сербией китайских истребителей пятого поколения J-20, которые бы пришли на смену переданным в свое время Белграду Россией подержанным МиГ-29. Сербская заинтересованность в китайских истребителях, как поясняют собеседники “Ъ”, вызвана тем, что ресурс МиГ-29 через несколько лет истечет, а поставки 12 французских истребителей Rafale, о которых в апреле Александр Вучич договорился с французским коллегой Эмманюэлем Макроном, станут возможны только в 2035 году.
Есть у визита Си Цзиньпина в Сербию и одна важная историко-политическая особенность. Он совпадает с 25-й годовщиной бомбардировки авиацией НАТО 7 мая 1999 года посольства КНР в Белграде, в результате которой погибли трое находившихся там китайских журналистов.
В НАТО тогда сразу заявили, что произошла «роковая случайность», в Пекине же сочли, что нападение на посольство было преднамеренным.
Сегодня с учетом неослабевающего противостояния Китая с США совпадение по времени приезда председателя КНР в Белград с датой трагических событий 25-летней давности выглядит далеко не случайным. Во всяком случае, оно полностью вписывается в выстраиваемую Си Цзиньпином политику в отношении США и Запада в целом, суть которой можно обозначить формулой «сдерживание и взаимодействие».
Кстати, Александр Вучич скорректировал свой подход к натовским бомбардировкам пять лет назад, в 20-ю годовщину тех событий. Если до того Белград жестко осуждал «натовскую агрессию», то в 2019 году сербский лидер высказался за то, чтобы Сербия простила НАТО бомбардировки, хотя и не забывала о них.