Китайский электрошок
Сколько стоят новинки Пекинского автосалона, узнали «Деньги»
В то время как во всем мире электромобильная революция начинает буксовать, в Китае она уверенно набирает скорость. Это продемонстрировал 28-й Пекинский автосалон, в котором с 25 апреля по 4 мая приняли участие 2 тыс. компаний. Китайские автопроизводители там заявили о готовности занимать доминирующие позиции не только на домашнем, но и на мировом рынке электрокаров.
Эффект электрического шока произвела на глобальный автопром прошедшая в столице КНР 28-я международная выставка Auto China. Вернувшись после четырехлетнего пандемийного перерыва, это масштабное мероприятие собрало более 900 экспонатов и ознаменовалось 117 значимыми автопремьерами, основная часть которых была связана с электромобилями.
На большинстве ведущих мировых автомобильных рынков из-за сворачивания государственных субсидий, все еще недостаточно развитой инфраструктуры и других проблем распространение электромобилей затормаживается. Тем временем в Китае же этот вид транспорта жмет на педаль ускорения. По подсчетам Международного энергетического агентства (МЭА), в прошлом году доля электромобилей (чистые авто на аккумуляторах и подключаемые гибриды) составила в среднем 16,5% в продажах новых машин в мире. В КНР эта доля существенно выше: согласно прогнозам, в текущем году она приблизится к уровню 40%, в 2022 году была 23%.
По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (СААМ), в прошлом году продажи на авторынке Поднебесной достигли рекордного показателя в 26,1 млн авто, что на 10% больше, чем годом ранее. До этого из-за ковидных ограничений продажи снижались три года подряд. Но сегодня китайская автоиндустрия не просто лидирует в мире: по подсчетам СААМ, сейчас каждый третий новый автомобиль производится в Китае.
От смартфонов к автомобилям
В этом году на пекинской автовыставке, раскинувшейся в восьми павильонах общей площадью 220 тыс. кв. м, было не пробиться к стенду компании Xiaomi Motor, где один из ведущих китайских производителей смартфонов и бытовой электроники вслед за другим ИТ-гигантом — Huawei (который совместно с китайским автопроизводителем Seres активно выпускает автомобили под маркой Aito) — представил на выставке премьеру своего электрического спорткара Xiaomi SU7.
Чтобы посмотреть новинку, посетителям приходилось отстаивать в очереди до двух часов. Но это того стоило: броский полноприводный электрический спортивный седан Xiaomi SU7, напоминающий внешне очертания легендарных немецких машин Porsche, в максимальной комплектации оснащается электромоторами суммарной мощностью 673 л. с., которые обеспечивают новинку ураганной динамикой в 2,78 секунды до 100 км/ч. Впечатляет и показатель запаса хода от одной зарядки в 668 км, причем за 15 минут можно восполнить запас на 330 км пути.
Ресурс корпорации Xiaomi позволил объявить на SU7 весьма привлекательную цену, которая в Китае составляет эквивалент в $30–40 тыс. в зависимости от комплектации. Это минимум в полтора-два раза дешевле, чем электрические спорткары того же класса от таких известных западных производителей, как Tesla Model S и Porsche Taycan. Во многом благодаря ценовой политике, а также возникшему хайпу вокруг Xiaomi SU7 спрос на новинку бьет все рекорды. Объявлено, что новая модель в Китае получила 75 тыс. реальных заказов, что составляет половину от запланированного годового объема ее производства.
Технологично, быстро, дешево
Китайские электрокары сейчас стоят дешевле и при этом имеют более серьезное техническое оснащение — такой алармистский тезис сквозит по передовицам западной прессы, широко освещавшей пекинское автошоу. «Теперь китайцы продают электромобили, где больше софта, функций развлечения и безопасности, чем у производителей из США, и при этом на более доступном ценовом уровне»,— с тревогой замечает авторитетное американское издание Automotive News.
Усиление конкуренции в сегменте электрокаров в настоящее время сопровождается отчаянными ценовыми войнами: например, теперь ведущий мировой производитель электрокаров — китайская компания BYD недавно снизила в КНР цены на свой популярный электрический хетчбэк Seagull до 69,8 тыс. юаней, или до $9,6 тыс. В ответ прежний мировой электромобильный лидер — американская Tesla, имеющая свой завод в Шанхае, вынуждена снижать цены на свою продукцию, что негативно отражается на ее финансовых показателях: по итогам первого квартала текущего года акции Tesla упали на 29%, в результате чего компания потеряла $230 млрд рыночной стоимости.
В дни автосалона в Пекин неожиданно лично прилетел глава Tesla Илон Маск, который, несмотря на сложный внешнеполитический фон взаимоотношений между США и Китаем, провел встречу с премьером Государственного совета КНР Ли Цяном, а также подписал значимое соглашение с китайским интернет-гигантом Baidu об использовании его картографического сервиса для развития системы беспилотного вождения в Китае. После новостей об этом цена на акции Tesla Motor вновь пошли вверх.
Сможет ли Tesla, а также другие западные автопроизводители дальше долго держать оборону перед поднимающейся волной китайских электрических машин, вопрос открытый. На пекинском шоу китайские автопроизводители представили ворох новинок, демонстрирующих серьезность своих претензий на лидерство в сегменте электрической мобильности. Например, корпорация Dongfeng обещает в скором времени заполонить китайские города компактными электрическими хетчбэками под суббрендом Nammi. Эти юркие машинки способны преодолевать от одной зарядки 300–400 км, их розничная цена будет составлять около $10 тыс., и уже в следующем году производитель намерен выйти на объем выпуска этих электрокаров на уровне 400 тыс. в год.
Компания BYD, в свою очередь, продемонстрировала на выставке, что верит в перспективы не только чистых электрокаров, но и подключаемых гибридов. В Пекине она представила свою новую подключаемую гибридную платформу — систему DM-i пятого поколения, которая, сочетая работу традиционного двигателя внутреннего сгорания и литий-железо-фосфатной аккумуляторной батареи, может потреблять всего 2,9 л топлива на 100 км. Таким образом, например, представленный на выставке новый седан BYD Qin L DM-i может проехать от одной заправки порядка 2 тыс. км. Автомобиль оснащен такими опциями, как 15,6-дюймовый адаптивный поворотный экран, функция цифрового ключа NFC, интеллектуальная система помощи при вождении с адаптивным круиз-контролем, помощь в экстренном удержании полосы движения, мониторинг слепых зон и др. В Китае эта машина будет предлагаться по цене $16 тыс.
В скором времени китайские автопроизводители намерены решить такую проблему электрокаров, как ограниченный запас хода. По данным Inside EVs, сейчас средний запас хода предлагаемых на рынке электрокаров не превышает 300 км. На выставке в Пекине было много моделей, существенно выше этого показателя. Например, компания GAC представила на выставке новое поколение электрического кроссовера Aion 5, запас хода которого на одной зарядке составляет 750 км. При этом система быстрой зарядки позволит пополнить батарею на 370 км пути всего за 15 минут. GAC и другие китайские производители утверждают, что совсем скоро их электромобили смогут перешагнуть отметку запаса хода в 1 тыс. км, что по запасу хода сравняет электрокары с традиционными машинами.
Китайцы все чаще внедряют в свои машины самые современные технологии. Компания Jidu Auto — детище китайской корпорации Geely и интернет-гиганта Baidu — представила на салоне автомобили Robocar. Как легко догадаться из названия, такие машины оснащены широким набором роботизированных функций. Помимо почти беспилотного движения на дороге (автомобиль может сам перестраиваться и совершать обгоны), Robocar может сам парковаться. Водитель может выйти из машины, отдать голосовую команду, и та сама найдет парковку в радиусе двух километров. Если затем подать команду через смартфон, Robocar сам в нужное время услужливо приедет к точке посадки.
Китайцы не боятся экспериментировать с разными типами кузова. Например, в КНР большой популярностью пользуются минивэны. Принадлежащая корпорации Geely марка Zeekr представила на выставке свое оригинальное видение максимального удобства таких семейных машин. Новый минивэн Zeekr Mix отличается необычными дверями и компоновкой салона: со стороны водителя передняя дверь здесь традиционная — распашная. А с пассажирской стороны обе двери — раздвижные, то есть раздвигаются в разные стороны. При этом у минивэна отсутствуют центральные стойки, а передние кресла автомобиля могут разворачиваться на 180 градусов, лицом в салон.
Постаралась удивить на своем стенде и компания Li Auto, которая в базовую комплектацию своего нового динамичного электрического кроссовера включила два огромных 15,7-дюймовых экрана, целых 19 динамиков акустической системы и холодильник. Новый гибридный кроссовер Jetour T1, в свою очередь, в путешествиях предлагает трансформацию салона в удобную двухместную кровать, а тяговую батарею можно использовать как источник питания на туристической стоянке.
«Какой китаец не любит быстрой езды?!» — хотелось выкрикнуть на стенде, где был представлен новый электрический суперкар Denza Z9 GT (эта марка является премиальным суббрендом компании BYD, совместным предприятием BYD и Mercedes-Benz Group). Этот 5,2-метровый седан имеет в своей конструкции три электромотора общей мощностью в умопомрачительные 1000 лошадиных сил, что позволяет этому автомобилю-пуле разгоняться до 100 км/ч за две секунды.
Штурмовать мировые рекорды скорости намерена и другая новинка автошоу — концепт-кар MG EXE181. Британская марка MG со столетней историей в свое время перешла под контроль корпорации SAIC. Представленный на выставке ее футуристический вариант позиционируется как преемник легендарной модели MG EX181 («Рычащая капля»), которая установила в середине 1950-х ряд мировых скоростных рекордов. Китайцы намерены вернуть былую славу марке с британскими корнями: новый MG EXE181 на электрической тяге способен разогнаться до 100 км/ч всего за одну секунду. Объявлено, что летом этого года на фестивале в английском Гудвуде он будет пытаться разогнаться до в 415 км/ч.
Китайский Tank и другие машины для России
Роль зарубежных автопроизводителей на рынке Китая продолжает снижаться: если еще несколько лет назад на них приходилось более половины всех продаж новых машин в стране, то сейчас их доля оценивается на уровне 40%. В Пекине ведущие мировые компании постарались показать, что не намерены сдаваться без боя: эффектно на выставке выглядели японские Toyota, Nissan, Honda, корейские Hyundai, Kia, большую активность проявляли такие европейские и американские компании, как BMW, Audi, Volkswagen, Mercedes-Benz, General Motors.
Каких китайских электричек ждать России
Электромобили из Китая будут пользоваться в России возрастающим спросом. Во-первых, существует много технических предпосылок увеличения запаса хода электромобилей. На рынке уже присутствует несколько премиальных «дальнобойных» моделей с заявленным запасом хода в 1 тыс. км. Но и в массовом сегменте запас хода в 500 км сегодня уже не редкость. Особенно в Китае, где размер дотаций со стороны государства привязан к запасу хода по методике CLTC, и поэтому многие модели уже имеют запас хода больше требуемых 501 км. Причем производитель, как правило, предлагает несколько вариантов батарей (LFP и NMC) для одной машины, чтобы потребитель сам выбрал, что для него важнее — цена или «дальнобойность». Например, электромобиль MG4 Mulan может оснащаться батареями двух типов и четырех «размеров».
Потребитель может остановиться на бюджетной версии с железо-фосфатной батареей в 49 кВт•ч и запасом хода в 415 км по циклу CLTC (в реальности 230–250 км) или выбрать более дорогие варианты (цена машины зависит от установленной батареи: чем она больше, тем дороже авто) с трехкомпонентной никель-кобальтовой батареей в 64 кВт•ч и запасом хода в 520 км по CLTC или 452 км по европейскому циклу WLTP (в реальности это уже около 400 км) или батареей в 77 кВт•ч (только для Европы) с запасом хода в 520 км по WLTP. Вот вам и вполне доступный электромобиль с реальным запасом хода под 500 км. При этом разница между самой бюджетной и самой дальнобойной версиями составляет почти €10 тыс., или 30%. А на подходе уже и твердотельные батареи. Например, SAIC IM LS6 запустили в производство машину с 900-вольтовой твердотельной батареей CATL, сверхбыстрой зарядкой и запасом хода в 1 тыс. км.
Во-вторых, на электромобили снижается цена, причем довольно быстро. Еще десять лет назад цена 1 кВт•ч емкости батареи была более $1 тыс., а в прошлом году, по данным Bloomberg, она упала в среднем до $139 за 1 кВт•ч. Согласно прогнозам, к 2025 году она опустится ниже $100 за 1 кВт•ч — считается, что после этого электромобили должны сравняться по цене с дизельными аналогами. К тому же сейчас вместо никель-кобальтовых батарей все активнее используются железофосфатные, которые ниже по стоимости, но практически такие же по плотности хранения энергии. Это позволяет устанавливать батареи уже не только на автобусы, но и на легковые автомобили. На подходе уже и натрий-ионные батареи. Плотность хранения энергии у них пока невысока, но прогресс не стоит на месте. Проблема больших размеров и веса обязательно будет решена, тем более что есть области применения (например, в стационарных накопителях или в автобусах), где эти параметры не так уж и важны. В такой батарее цена хранения энергии будет уже $55–60 за 1 кВт•ч. Кстати, крупнейший в мире китайский производитель батарей CATL, который, поставляет аккумуляторы для всех моделей MG и SAIC-IM, уже начал серийно выпускать натрий-ионные батареи.
В целом объявленные российскими властями планы о том, что к 2030 году электромобили в России могут занять долю в 10% автомобильного рынка РФ, выглядят вполне реально, особенно если мы говорим о батарейных электромобилях и «гибридах» вместе. Мы считаем, что в наших условиях самыми перспективными являются гибридные электромобили («подключаемые гибриды», или PHEV). Запас хода у них может доходить до 1 тыс. км, и к розетке они не так привязаны, как батарейные электромобили.
Например, Volkswagen, с чьей моделью Santana в Китае в свое время ассоциировалась автомобилизация страны, представил на выставке новый концепт ID.Code в расчете на то, что в ближайшем будущем на китайских дорогах будут доминировать беспилотные машины: в концепте нажатием клавиши руль-штурвал убирается, передние кресла разворачиваются вовнутрь и салон превращается в подобие домашней гостиной.
Много новинок на пекинской выставке было адресовано и для российского рынка. Представители китайского автопрома открыто говорили, что продажи в России сейчас для них являются важным направлением развития.
Если в 2023 году в РФ было поставлено 800 тыс. авто из КНР, то в текущем году этот показатель перешагнет отметку в 1 млн машин.
Представители компании Chery подтвердили, что в скором времени в РФ будет официально поставляться представленный на выставке новый большой кроссовер Chery Tiggo 9. Еще корпорация намерена выводить на российский рынок свой премиальный суббренд электрических машин под названием Exlantix. Много новинок с пекинских стендов для России обещает отправить корпорация Great Wall. Речь о таких новинках, как, например, большой гибридный внедорожник Tank 700 Hi4-T, внедорожники Haval H6 и H9, гибридный кроссовер Wey 07, а также стильный электрокар Ora 07. На выставке многие представители китайского автобизнеса выражали уверенность в том, что, хотя сейчас на российском рынке электрокары занимают менее двух процентов от продаж новых машин, в будущем популярность китайских электромобилей в России будет расти.