ФСБ рассекретила данные адъютанта Гитлера, как СССР помог союзникам в Арденнах
Управление ФСБ РФ по Ивановской области рассекретило документы из следственного дела бывшего личного адъютанта Гитлера Отто Гюнше, который попал в плен в ходе боев за Берлин в 1945-м. Он рассказал о том, как СССР помог англо-американским войскам выйти из сложного положения в битве при Арденнах. По словам Гюнше, Гитлер рассчитывал на раскол между англо-американскими союзниками и СССР.
Как следует из сообщения ФСБ, Гюнше решил рассказать советскому правительству, почему сорвалось изначально успешное наступление немцев в Арденнах, после публикации в «Правде» в 1948 году заявления Совинформбюро о фальсификации истории. В этом материале отрицались данные из сборника документов Госдепартамента США «Нацистско-советские отношения, 1939–1941: документы из архивов МИД Германии».
Бывший адъютант рассказал, что возможный раскол между англо-американскими союзниками и СССР обсуждался на совещании с Гитлером в августе 1944 года. Тот, как утверждается, хотел выиграть время и способствовать тому, чтобы «противники скорее передрались». В таком случае, по его мнению, Германии представилась бы «блестящая возможность договориться с англо-американцами, чтобы вместе с ними уничтожить большевизм». Гюнше также рассказывал о «сепаратных переговорах», которые немцы вели в Стокгольме с британцами и американцами.
С декабря 1944 года немецкие войска вели операцию «Стража на Рейне», чтобы разгромить силы союзников в Бельгии и Нидерландах. Таким образом Германия хотела склонить США и Великобританию к сепаратным переговорам о мире, следует из материалов. Уже в первый день боев немецким войскам удалось прорвать американско-британский фронт на участке в 80 км и захватить в плен 30 тыс. человек.
Как утверждается, Гитлер был уверен в успехе в Арденнах и в том, что советская армия не начнет наступление из-за ухудшающихся погодных условий. Однако в конце декабря 1944 года начальник Генштаба сухопутных войск Гудериан сообщил ему о «точных и проверенных разведданных» о скором наступлении СССР в Восточной Пруссии и на Висле. Гитлер считал, что усиление Восточного фронта возможно только за счет ослабления Западного, что «практически означает прекращение начатого наступления против англо-американцев и потерю возможности когда-либо снова взять на Западе инициативу в свои руки». В январе Гитлер приказал постепенно отводить дивизии.
В январе 1945 года премьер Великобритании Уинстон Черчилль спросил у Иосифа Сталина, могут ли союзники рассчитывать «на крупное русское наступление на фронте Вислы или где-нибудь в другом месте в течение января». Иосиф Сталин в ответном послании заявил, что, несмотря на неблагоприятные погодные явления, решено «открыть широкие наступательные действия против немцев по всему центральному фронту не позже второй половины января». «Можете не сомневаться, что мы сделаем все, что только возможно сделать для того, чтобы оказать содействие нашим славным союзным войскам»,— добавил он.
В результате Висло-Одерской операции Красная армия прорвала фронт и отбросила немецкие войска на сотни километров. Иосиф Сталин в приказе от февраля 1945 года заявил, что успехи операции «привели прежде всего к тому, что они сорвали зимнее наступление немцев на Западе, имевшее своей целью захват Бельгии и Эльзаса, и дали возможность армиям союзников в свою очередь перейти в наступление против немцев».