Иноагентов равняют с иностранцами
Выплаты опальным авторам предложено заморозить на спецсчетах
Рабочая группа Госдумы под председательством вице-спикера Ирины Яровой обсуждает законопроект, регулирующий выплаты иноагентам от монетизации их контента, размещенного на стриминговых и цифровых платформах. Для этого предлагается завести спецсчет, на котором будут храниться средства «до возвращения в Россию». Схема рассматривается как альтернатива полному изъятию контента с площадок. Участники рынка опасаются, что в результате окажутся заблокированы средства и других авторов, работавших с иноагентами над одним произведением или в рамках общего лейбла, и предлагают создать для них механизм вывода средств со спецсчета.
В Госдуме обсуждается законопроект о выплатах отчислений авторам-иноагентам от стриминговых и прочих цифровых платформ, рассказал “Ъ” источник в отрасли. Собеседник “Ъ” в Госдуме уточнил, что для рассмотрения инициативы создана рабочая группа во главе с вице-спикером Ириной Яровой, последнее обсуждение прошло две недели назад.
По словам одного из источников “Ъ”, текущая концепция предполагает открытие для отчислений иноагентам спецсчета, на который цифровая платформа будет перечислять вознаграждение «до тех пор, пока автор не вернется в РФ».
Но участники рынка, уточнил другой собеседник “Ъ”, говорят, что исходя из этой версии соавторы и соправообладатели, не признанные иноагентами, тоже лишатся выплат. В качестве альтернативы, поясняет он, предложены схемы, в рамках которых лейблы и соавторы смогут получить отчисления со счета, предоставив необходимые документы: «Если структура платежей не меняется, то документы предъявляются один раз. Счет должен быть бессрочным».
Источник “Ъ” в правительстве знает о таком варианте: «Он может быть альтернативой полного исключения иноагентской музыки и книг с цифровых платформ. Компромиссом, который позволит избежать ухудшения пользовательского опыта». Один из участников дискуссии добавил, что к обсуждению привлечен Минюст, который и может открыть счет на имя иноагента.
В аппарате госпожи Яровой не ответили на запрос “Ъ”. В комитете Госдумы по информполитике, «Яндексе» («Яндекс Музыка», «Кинопоиск», «Букмейт»), «VK Музыке», «МТС Music», онлайн-кинотеатрах Premier и Start отказались от комментариев. В музыкальном стриминге «Звук», онлайн-кинотеатре Okko не ответили на запрос “Ъ”. Так же поступили в Минцифры, Минкультуры и Минюсте. В «Литресе» сообщили, что не комментируют непринятые законопроекты, в принадлежащих МТС «Строках» — что не располагают информацией.
Стриминговые сервисы, поясняет “Ъ” собеседник в отрасли, не платят исполнителям и авторам напрямую: «Весь процесс получения контента и расчеты за него происходят через партнеров — лейблы, дистрибуторов и паблишеров. При этом платят стриминги сразу за весь каталог, а не за конкретных исполнителей».
В текущем виде инициатива депутатов «может привести к тому, что деньги за свою музыку не смогут получить не только соавторы иноагентов по отдельным трекам, но и сотни артистов, которые просто оказались в том же каталоге лейбла». Он ожидает, что новые нормы в любом случае потребуют время на перестройку систем договоров, «минимум полгода переходного периода».
Участники рынка подчеркивают, что много вопросов возникнет и в отношении сложных аудиовизуальных произведений, например, фильмов или сериалов. Источник “Ъ” в одном из видеосервисов пояснил, что у создателя саундтрека сразу отчуждаются права на его произведение и он получает выплату: «Впоследствии у онлайн-кинотеатра есть лицензионные платежи в адрес правообладателя, которым может выступать уже продюсерский центр, но создателям музыки выплаты не идут».
Петр Толстой, депутат Госдумы, о запрете иноагентам получать доход в РФ, в апреле 2023 года:
«Задача — найти справедливое решение в этой крайне тонкой и деликатной сфере».
В Национальной федерации музыкальной индустрии (НФМИ, лейблы «Блэк Стар», «Лотус Мьюзик», «Медиа Лэнд», «СП Диджитал») ожидают текст законопроекта, «чтобы подготовиться к его реализации». Там отметили, что авторам законопроекта следует прописать, как должны распределяться денежные средства: «Возможны ситуации, когда исходный автор-иноагент передал свою долю в исключительном праве другому лицу, не имеющему такого статуса. Необходимо уточнение, следует ли в данном случае такому лицу также проходить формальную процедуру для получения вознаграждения».