«Время меняет нас, но и мы меняем время»
АО АКБ «Новикомбанк», дочерний банк госкорпорации «Ростех», объявило о масштабном ребрендинге. Почему именно сейчас настало время перемен и какой смысл в них заложен, изданию «Деньги» рассказал председатель совета директоров Новикомбанка, гендиректор АО «РТ-Финанс» Андрей Кондратьев.
— Почему вы решили запустить процесс ребрендинга именно сейчас?
— Прошлый год для банка был юбилейным. Для всей команды это стало значимым событием, когда были подведены итоги пройденного тридцатилетнего пути и совместно с акционером — государственной корпорацией «Ростех» — намечены долгосрочные планы на будущее. Наверное, именно тогда стало окончательно понятно, что для банка пришло время стремительных обновлений, и мы запустили процесс ребрендинга.
На то было несколько причин, но главная — это те качественные изменения, которые за столько лет произошли в банке и которые уже не отражал прежний бренд. Тридцать лет работы на банковском рынке, опыт успешного преодоления не одного экономического кризиса и длительное стратегическое партнерство с «Ростехом» позволили банку стать действительно сильным игроком финрынка, накопить глубокие отраслевые компетенции и экспертизу, сформировав устойчивое конкурентное преимущество — эффективное финансовое обслуживание высокотехнологичных предприятий и их работников. Банк готов делиться своими знаниями, масштабировать наработанный опыт, ему интересны сложные, прорывные проекты.
За эти годы банк выстроил взаимодействие с Банком России, органами власти, институтами развития, он участвует в формировании и адаптации регуляторной базы в целях учета интересов промышленности. Банк аккредитован во всех профильных мерах поддержки промышленности, в сделки внедряются элементы господдержки в рамках различных механизмов профильных министерств, которые разрабатываются ими для стимулирования реализации наиболее приоритетных государственных задач. Разработана масштабная программа взаимодействия с региональными органами власти и деловыми сообществами.
Так совпало, что внутренние изменения происходят вместе со значимыми переменами и вызовами для нашей страны: импортозамещение, структурная трансформация экономики, финансовые рынки стремительно выходят на новый этап развития, технологии меняют все сферы деятельности и многое другое. В такой среде не меняться просто невозможно. Поэтому в данном случае ребрендинг был нужен масштабный, затрагивающий практически все процессы, чтобы весь рынок увидел и убедился в том, как сильно банк меняется и идет в ногу со временем. Сегодня все необходимые процедуры уже пройдены, и с 15 мая Новикомбанк начал жить в новом формате.
— Какой формат ребрендинга вы выбрали?
— Работа по поиску нового позиционирования была сложной, но интересной. Мы даже провели опрос с широким охватом о том, как наши клиенты и партнеры видят сегодняшний образ банка, его качества и ценности. Анализ итогов исследования показал, чем именно банк отличается от других. Новиком — банк для российского инженерного корпуса, в широком смысле — от генерального конструктора до токаря, от большого предприятия до каждого конкретного его сотрудника. Инженер снова становится главным героем общества. Так родилась идея обновленного бренда — «Инженеры развития», в которую заложено и обращение к клиентам, и характеристика самого банка, создавшего своеобразный конструктор финансовых инструментов для реализации проектов развития, нацеленных на достижение технологического лидерства нашей страны.
— Почему решили сохранить название?
— Размышляя над тем, стоит ли менять имя банка и если да, то на какое, мы проработали более двухсот вариантов новых названий. Но в итоге было решено остаться с именем, которому уже много лет доверяют клиенты и партнеры. Текущее наименование сокращено, в него вложен новый смысл: если когда-то учредители банка назвали его «новым коммерческим», то теперь в название вкладываются четыре ключевые ценности — новаторство, визионерство, конструктив, мастерство. Получается — НОВИКОМ.
— Что с визуальной составляющей бренда?
— Корпоративный знак полностью изменился.
В центре нового знака — чертеж как первый материальный носитель инженерной мысли, основа всех будущих прорывных проектов.
Но под разными углами в знаке можно увидеть и образ банковской карты, и начальную букву названия банка и в кириллице, и в латинице. Эта многогранность тоже неслучайна, она отражает многомерность банковских возможностей и бизнес-решений. Банк, используя, казалось бы, известные финансовые инструменты, в итоге складывает их в эффективные решения и новые формы.
Этот подход отражается и в новой цветовой гамме Новикома, которая сочетает в себе многозначный футуристичный фиолетовый цвет и технологичный графит. Такая палитра призвана подчеркнуть, с одной стороны, прогрессивность и новаторство сложных финансовых решений и продуктов банка, а с другой — фундаментальный подход, который мы используем в работе.
— Образ изменился, поменяется ли стратегия?
— Стратегия банка всегда была, есть и будет частью общей стратегии нашего акционера. Все векторы развития, цели и задачи полностью синхронизированы с приоритетами, стоящими перед госкорпорацией «Ростех». Поэтому, какими бы ни были изменения в процессах, процедурах, айдентике, миссия банка — быть надежным финансовым партнером российской промышленности — остается неизменной. Все остальные стратегические ориентиры выстраиваются исходя из этой главной цели.
— С какими итогами банк подошел к ребрендингу?
— Из нашей отчетности за последние несколько лет под руководством «Ростеха» видно, что банк показал значительный рост по всем показателям. И в этом году мы продолжили активно наращивать динамику деятельности. За семь лет кредитный портфель банка вырос более чем в пять раз и сейчас превышает 900 млрд руб., а активы перешагнули за 1 трлн руб. В рейтинге крупнейших банков России по этому показателю мы занимаем уже 16-е место, хотя еще пять лет назад были на 26-й позиции.
Эффективное развитие бизнеса банка подтверждают и высокие кредитные рейтинги. На данный момент Новиком — единственная финансовая организация среди 100 самых надежных банков России (рейтинг журнала Forbes за 2024 год.— «Деньги»), которой присвоен кредитный рейтинг сразу всех четырех российских рейтинговых агентств. В прошлом месяце «Эксперт РА» повысил нам рейтинг до ruAA- со стабильным прогнозом. Все наши рейтинги находятся в категории АА.
— Какие же приоритеты на повестке дня у Новикома?
— Приоритеты сохраняются — это содействие предприятиям промышленности в выполнении стоящих перед ними задач.
Промышленное производство всегда было базисом экономического развития страны, а в новых условиях эта роль кратно возросла.
Президент и правительство поставили задачу — обеспечить технологический суверенитет страны в ключевых отраслях. Ее во многом решает госкорпорация «Ростех», в контур которой входит порядка 700 промышленных предприятий, включая лидеров в своих отраслях. А задача банка — предоставить для этих целей все необходимые финансовые инструменты и обеспечить бесперебойное и бесшовное банковское обслуживание. Для этого Новиком с согласования акционера реализует собственные льготные программы, ориентированные на наращивание отечественного промышленного производства и достижение технологического лидерства.
Важным приоритетом также является работа с малым и средним бизнесом — кооперацией промышленности, которая входит в цепочку поставщиков наших крупных клиентов либо производит импортозамещающую продукцию. Для этого сегмента также разработаны преференциальные программы.
— Банк нацелен на корпоративный сегмент, а что в рознице?
— Мы живем в такое время, когда главным капиталом любой организации являются люди. Как недавно сказал президент, гарантировать успех развития на годы вперед сможет только тот бизнес, который заботится о своих сотрудниках. И для промышленности эта тема сейчас стоит особенно остро ввиду сложившегося кадрового дефицита. Об этом говорят на самом высоком уровне. Поэтому в банке данное направление деятельности выделено в отдельный приоритет. Даже в рознице мы как новаторы совместно с акционером разработали уникальную для рынка программу социальной направленности «Развитие». Используя ее инструменты, руководители предприятий могут поощрять и мотивировать своих работников. Программа отмечена рядом премий и наград, включая премию «Хедлайнеры ESG-принципов». Еще один совместный с акционером инструмент — социально-платежная карта работника «Ростеха». И это не просто платежное средство, а карта, открывающая доступ к ряду льготных сервисов, пул которых постоянно расширяется. Забота о людях, в свою очередь, полностью согласуется с принципами устойчивого развития. Все продукты соответствуют политике банка в области социальной направленности банковских продуктов, которая первой на рынке верифицирована Национальным рейтинговым агентством на соответствие принципам устойчивого развития.
— Какие планы у Новикома в части региональной сети и как на них повлияет ребрендинг?
— Сегодня Новиком представлен в 25 крупнейших промышленных регионах страны, что соответствует региональной стратегии. Помимо открытия непосредственно филиалов банка, она также предусматривает и такой формат, как «Банк на работе», когда работники предприятий могут прямо на рабочем месте провести необходимую банковскую операцию или получить консультацию. Региональная сеть банка продолжит свое расширение в городах присутствия крупных промышленных компаний. В первую очередь партнерство с предприятиями регионов основывается на потребностях в финансировании и банковском сопровождении проектов высокотехнологичных отраслей.
Однако очевидно, что все больше и больше процессов переходит в цифру, что отражается и на форматах офисов, меняются коммуникационные стратегии. Обновления коснутся не только дизайна, который будет передавать атмосферу нового бренда, но и в первую очередь стандартов работы с клиентами, чтобы «живой опыт» взаимодействия с банком был максимально позитивным. Поэтому в рамках ребрендинга трансформируется сервисная модель. Клиенты, приходя в офисы, помимо совершения необходимых операций, также могут получать полный набор знаний об оптимальных инструментах и эффективном управлении своими финансами, повышая тем самым уровень своей финансовой грамотности.
Все новации реализуются под управлением и при поддержке ключевого финансового звена «Ростеха» — АО «РТ-Финанс», которое является холдинговой организацией, центром финансовых компетенций. Организации, входящие в холдинг, предоставляют широкий перечень услуг. За счет синергии их возможностей, единого доступа к сервисам, офисам, линейке продуктов обеспечивается возможность удовлетворения различных потребностей клиентов.
— Есть ли у вас стратегические планы на будущее?
— Мы не собираемся сбавлять темпы, и в ближайшие пять лет в наших планах дальнейший рост активов. В соответствии со стратегией Новикома к 2030 году прогнозируется 1,5 трлн руб. активов.
— Намерены ли вы для достижения этих целей применять на практике новые инструменты: цифровые валюты и децентрализованные финансы. Участвуете ли вы в их апробации?
— Уровень развития технологий, а также западные санкции ускорили темпы развития инноваций и привели к тому, что за короткий промежуток времени на российском финансовом рынке появились как новые формы, которые вы упомянули, так и игроки — участники финансовой инфраструктуры: платформы, операторы, приложения, в том числе построенные на принципах технологии распределенного реестра.
Новиком внимательно отслеживает все тренды и держит руку на пульсе. Более того, банк активно участвует в пилотировании и тестировании ряда инструментов. Мы участвуем в пилотном проекте Банка России по тестированию новой формы валюты — цифрового рубля. Начиная с прошлого года на рынке наблюдается взрывной рост сделок с ЦФА, это очень перспективный инструмент с большим потенциалом. Новиком уже провел ряд таких сделок, в том числе стал первым организатором выпуска для предприятия оборонно-промышленного комплекса. Уверен, что в ближайшее время появятся и другие инструменты, поэтому одним из приоритетов банка является планомерная реализация мероприятий стратегии цифровой трансформации с учетом технологических новаций, включая искусственный интеллект.
Вероятно, что в перспективе какие-то инструменты и процессы и, возможно, даже отдельные направления банковской деятельности кардинально трансформируются и появится что-то новое. Время меняет нас, но и мы меняем время! У Новикома большие планы на будущее, и банк полностью готов к их реализации, а обновленный бренд отражает все наши стремления.