Агент без лицензии на избрание
Дума запретила участвовать в выборах гражданам, находящимся под иностранным влиянием
Госдума на дополнительном заседании в понедельник единогласно одобрила сразу во втором и третьем чтениях поправки, запрещающие иностранным агентам участвовать в выборах всех уровней. Против этой инициативы никто возражать не стал. Зато отклоненный в итоге законопроект об ограничении приема на работу мигрантов вызвал бурную дискуссию.
Напомним, поправки, запрещающие иноагентам занимать выборные должности, группа депутатов и сенаторов внесла к принятому в первом чтении правительственному законопроекту, который уточняет порядок снятия с выборов выдвинутых партиями кандидатов-одномандатников, допустивших ошибки и опечатки в документах. 3 мая комитет Думы по госстроительству рекомендовал их к принятию, а уже 6 мая проект вынесли на пленарное заседание. Согласно поправкам, кандидат обязан к моменту представления документов на регистрацию «прекратить статус иностранного агента», а если такой статус приобретет действующий парламентарий, то это станет основанием для досрочного прекращения его полномочий. Как пояснил соавтор поправок Дмитрий Вяткин («Единая Россия», ЕР), в соответствии с законодательством статус иноагента может быть снят, а значит, «эта ситуация обратима, она не влияет на безусловное и постоянное ограничение в праве избираться».
Спорить с этой инициативой никто не стал. Андрей Альшевских (ЕР), выразив поддержку, предложил лишь продумать порядок действий на случай, если депутат-иноагент лишится полномочий, а потом по суду избавится от этого статуса. Дмитрий Вяткин в ответ напомнил, что депутатам-иноагентам дается 180-дневный срок на «исправление создавшегося положения всеми предусмотренными законом способами».
«Очень гуманный, демократичный и либеральный законопроект,— вступил в разговор спикер Госдумы Вячеслав Володин.— Вот кто бы что ни говорил, давно порядок в этой сфере надо было наводить. Ведь вдумайтесь: даже сегодня депутатами разного уровня являются десять иностранных агентов».
Он сравнил «либеральные» нормы с законами США, где «сразу берут и сажают на пять лет, либо до десяти лет тюрьмы». «Если посмотреть в других странах — тоже достаточно жесткие нормы. Вот сейчас, видимо, до конца мая Франция принимает очень жесткий закон по защите своих интересов в плане борьбы с иноагентами. А у нас, даже если он получает деньги (из-за рубежа.— “Ъ”), признан иноагентом — продолжает оставаться в органах власти как региональных, так и муниципальных. Нам надо думать о стране, ее защищать»,— отметил господин Володин. Депутаты к спикеру прислушались и приняли документ во втором и третьем чтениях 406 и 409 голосами соответственно, против и воздержавшихся не было.
Зато бурные споры вызвала инициатива Михаила Делягина («Справедливая Россия — За правду», СРЗП) об установлении предельной доли иностранных работников в различных отраслях экономики. Автор проекта сообщил коллегам, что предлагает всего лишь обобщить «опыт почти трети российских регионов», где принимаются «меры по защите населения от потока неконтролируемой миграции, которая прямо сейчас стирает нашу страну и нас с вами с лица Земли в прямом смысле этого слова». Депутат привел статистику: в 2021 году только с целью работы в Россию въехало 2,6 млн иностранцев, а в 2022 году — уже 3,5 млн. Законопроект предлагает запретить использование труда иностранных граждан в розничной торговле (кроме магазинов), сухопутном пассажирском транспорте, легковом такси, грузовом автотранспорте, строительстве, государственном здравоохранении, начальном и среднем образовании. Что касается остальных видов деятельности, то Михаил Делягин предложил предоставить правительству право устанавливать квоты для иностранцев, но не более 5% в каждой сфере. Заодно он обрисовал угрозы неконтролируемой миграции: «Мы видим массовую этническую преступность, уже задерживаются банды "трудолюбивых соотечественников", которые избивают и глумятся над гражданами России по национальному признаку, просто за то, что они русские. Мне офицеры ФСБ рассказывают, что они абсолютно бесправны и беззащитны перед той или иной этнической группировкой».
С критикой законопроекта выступил Артем Туров (ЕР): «К сожалению, мы опять видим открытый популизм. Это первое. Второе — попахивает уже махровым национализмом. Мы здесь все должны бережно относиться к тому мультикультурализму, который сформировался за тысячелетнюю историю нашего государства. Нашу страну населяют различные этносы, и всегда мы мирно жили». «До чего доигрался Запад с мультикультурализмом, наверное, все уже знают»,— тут же возразил Михаил Матвеев (КПРФ). Предложение Михаила Делягина он назвал разумным, поскольку мигранты «выкачивают деньги» из российской экономики. «Сложились целые сетевые структуры, включая различных агрегаторов такси, которые полностью заточены на этническую экономику, и туда уже просто не может попасть местный житель»,— подчеркнул коммунист. Независимый депутат Оксана Дмитриева также высказалась в поддержку законопроекта. «В целом неправильная была постановка вопроса в миграционной политике. Все время говорили, что нам нужен прирост населения за счет мигрантов. Надо исходить из того, чтобы минимизировать количество мигрантов и строить экономику так, чтобы потребность в них была минимальна»,— подчеркнула она.
Выступая с заключительным словом, Михаил Делягин предупредил: «Политическую власть диаспор мы увидим в этом зале в том числе при голосовании по этому вопросу». Но большинство парламентариев подозрений в лоббировании интересов диаспор не испугались, и законопроект поддержали только 115 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов.