Руслан Хайров: «Глобальные инциденты удалось предотвратить»
Гендиректор Краснодартеплоэнерго — о возросшем качестве услуг теплоснабжения и драйверах роста отрасли
Отопительный сезон только закончился, а тепловики краевой столицы уже готовятся к новому. Как прошла зима в Краснодаре, сколько жалоб было на проблемы с отоплением и какие решения внедрят тепловики, чтобы жителям было комфортнее в своих квартирах? Об этом нам рассказал генеральный директор Краснодартеплоэнерго Руслан Хайров. Предприятие отвечает за подачу горячей воды и тепла в 75 процентах многоэтажек краевой столицы, а также занимается модернизацией в районах, где работает АО «АТЭК».
Инцидентов стало меньше, а жалоб на источники тепла — больше
— Руслан Зирякович, как оцениваете прошедшие холодные месяцы?
— В целом считаю, что отопительный сезон 2023–2024 года прошел на оценку «хорошо». Самое главное, что удалось избежать глобальных инцидентов в городе. Мы не допускали аварийных ситуаций ни на сетях, ни на источниках теплоснабжения.
Если говорить о цифрах, то сильно количество инцидентов не уменьшили: если в отопительном периоде 2022–2023 гг. их было 374, то сейчас — 329. При этом значительно сократилось число таких происшествий на магистральных теплосетях: годом ранее случилось шесть инцидентов на трубах диаметра от 400 до 700 мм, а сейчас — ни одного. На магистральных участках до 400 мм у нас было четыре коротких инцидента, которые мы устранили в предельно сжатое время: потребители даже не заметили неудобств. И это были максимально теплые дни, чтобы не причинять потребителям каких-то неудобств.
В то же время количество обращений на работу наших источников выросло с 75 в прошлый период до 119 в нынешний. Это говорит лишь о том, что в 2023 году мы выполнили реконструкции большого количества котельных. И в начальный период их запуска, естественно, были перебои в связи с проведением пусконаладочных работ, с регулировкой нового оборудования, этим и обусловлен рост таких сообщений. Но в результате мы начали подавать ресурс с более качественными параметрами.
В предстоящем периоде уже не планируем такой большой объем работ на источниках генерации. Соответственно, такого числа жалоб тоже не ожидаем.
— Сохраняется ли проблема недотопов, когда людям в квартире, на их взгляд, недостаточно тепло?
— По всему Краснодару, где мы являемся поставщиком, очень сильно повысилось качество услуг: жители практически перестали жаловаться на недотопы! Связано это с выполненными работами как по сетям, так и по источникам. К примеру, в направлении проблемного ранее Комсомольского микрорайона, где мы всего за две недели летом заменили три километра магистральной теплосети и увеличили ее диаметр с 600 до 700 мм, за зиму не было ни одной жалобы!
— А сколько их было раньше?
— Шли бесконечно! Особенно с концевых домов на ул. Сормовской: д. 208–216, с многоэтажек на Лавочкина... И такие обращения поступали не только к нам, но и в надзорные органы. Я сам часто приезжал в прокуратуру Карасунского округа, давал объяснения.
А сейчас я разговаривал и с жителями, и с руководителями управляющих компаний, все подтверждают, что ресурсов хватает абсолютно всем. Даже в социальных сетях абоненты часто писали, что впервые за 18 лет в домах тепло! Это очень радует, значит, проведенная работа действительно приводит к улучшению наших качественных и количественных показателей. То есть мы просто искоренили жалобы с этого направления как класс.
Нулевая аварийность на магистральных сетях — это реально?
— А что с центром города?
— То же самое у нас произошло и по центру города. За счет того, что мы реализовали там мероприятия по реконструкции котельных, жалобы тоже прекратились, напротив, часто пишут благодарности. Да, кому-то мы доставили неудобства в период производства работ по реновации оборудования и источников генерации, а также в моменты проведения пусконаладочных работ на объектах, но в результате потребители стали получать качественный ресурс!
Другой показатель — это температура теплоносителя, который нам в этом году подавала Краснодарская ТЭЦ. Руководство самого крупного в городе источника подтвердило, что за всю историю максимальная температура, подаваемая в сеть, была зафиксирована в этом отопительном периоде и составляла она 110 градусов! Раньше не решались на такой температурный график, потому что сомневались, что наши сети выдержат такое испытание. Сейчас же, после проведенных реконструкций и испытаний теплосетевого хозяйства в прошлом году, мы были в этом уверены и не боялись идти именно по параметрам, которые выбираются в зависимости от температуры наружного воздуха.
— Значит, цель нулевой аварийности на магистральных теплосетях постепенно достигается?
— Мы действительно достигли нулевой аварийности на тех магистральных сетях, по которым мы провели внутритрубную диагностику. Ни одного инцидента на направлениях, где был проведен этот дорогостоящий анализ, не получили! А на тех участках, которые не попали на такое исследование роботом, выполняли гидравлические испытания, и это тоже внесло свой вклад в стабильную работу нашего предприятия в осенне-зимний период.
— А раньше разве не делали? Или порой проводили формально?
— Скорее всего, просто подписывали документы и расходились. А в прошлом году по направлению микрорайона Гидростроителей все две недели периода планового отключения горячей воды такие испытания проводили каждый день! Где-то рвался трубопровод, устраняли, опять заполняли — искали таким образом слабые места. По итогу на 14-й день на финальной проверке сеть выдержала нагрузку, что подтвердилось и зимой.
Стабильная подача ресурса сказывается не только на комфорте абонентов, но и на показателях нашей работы, в том числе финансовых. Раньше мы тратили больше суток, чтобы найти утечку, провести подготовительные работы, слить ресурс из сети, затем заменить аварийный участок, заново заполнить сеть и только потом возобновлять подачу... К примеру, в ноябре 2022-го, когда центр города три дня оставался без тепла из-за аварии на перекрестке Седина и Орджоникидзе,— за эти дни ведь мы недополучили средства за теплоноситель, следовательно, меньше ресурсов на последующие ремонты. Поэтому искореняем такие ситуации как класс.
В Новороссийске теплосети тоже будет изучать робот
— Какие районы остаются проблемными сейчас, после ухода из такого списка Комсомольского?
— На всей карте Краснодара, где мы поставляем ресурс, не осталось таких проблемных районов. Ухудшения нигде точно не будет, а вот улучшения продолжатся за счет установки нового оборудования, ремонта и замены ветхих участков теплосетей, а определяться это будет в том числе за счет продолжения внутритрубной диагностики. План действий и ремонтная программа на участках магистральных тепловых сетей по результатам исследования прошлого года у нас уже расписан на четыре года вперед!
Более того, четвертым городом, где исследование проводилось именно на теплосетях, был Краснодар. А пятым в России и первым, где население менее миллиона человек, станет город-герой Новороссийск.
— Там, наверное, робота можно смело запускать в любой участок теплосети?
— То же самое нам говорили здесь и про Краснодар. Мол, нужно сразу выкопать все сети и построить новые, только тогда мы улучшим показатели. Между тем, раньше потери по всем направлениям от Краснодарской ТЭЦ у нас превосходили 25 процентов, а сейчас снижены до девяти. При этом нельзя сказать, что за эти годы мы поменяли очень много трубопроводов.
Просто мы распутали разные заужения, которые были в том числе и на КМР, что улучшило гидравлику, дало возможность реализации большего объема тепловой энергии. Также и в других районах, где трубы исследовал робот: не нужно менять сеть полностью, особенно там, где она в хорошем состоянии и может служить еще долгие годы. Достаточно ограничиться заменой ветхих участков.
Также и в городе-герое: проблематика больше связана с ментальностью персонала, который там годами работает на предприятии и не доверяет новшествам и технологиям, которые стали доступны в теплоэнергетической отрасли. Некоторым просто тяжело перестроиться и понять, что есть технический и технологический прогресс, который не остановить, что можно действительно «залезть» в трубу, посмотреть на нее изнутри и потом на основании этой информации принять решение. А там по-прежнему считают, что нужно менять всю трубу целиком от начала до конца. Лучше вложить средства рациональнее в более точечное решение многих проблем, а также в замену оборудования, которое действительно требует обновления.
— Можно ли сравнить теплоэнергетическое хозяйство Краснодара и Новороссийска?
— В целом примерно все одинаковое. С учетом того, что в Краснодаре за последние два года вложили очень большое количество денег в модернизацию и обновление имущественного комплекса, естественно, намного улучшили ситуацию по стабильной и безаварийной работе. Это теперь необходимо сделать и в городе-герое. Если мы начнем именно точечно подходить к решению существующих проблем, в теплосетевом хозяйстве Новороссийска, с помощью применения новых методов и технологий, то всегда найдем решения и кардинально изменим представление потребителей о качественном теплоснабжении в городе.
«В теплоэнергетике нужно непрерывно все улучшать»
— Откуда черпаете идеи, новые мысли?
— Это симбиоз всевозможных коммуникаций, взаимодействие с людьми разного уровня, разного профиля деятельности. У каждого свое мировоззрение, каждый может что-то свое привнести. А также это и новая информация, получаемая из различных источников. В век технологий доступ к таким сведениям у нас облегчен настолько, что можно учиться, не выходя из дома, и познавать новое, не отрываясь от рабочего процесса. Ну и всегда есть потребность в чтении различной литературы: технической, экономической, бизнес-направленности, да и других жанров тоже.
К примеру, сейчас мы усиленно занимаемся развитием на предприятии системы «Кайдзен»: это система непрерывных улучшений любых процессов, которую можно внедрять и на других предприятиях в муниципальных образованиях присутствия наших предприятий на территориях Краснодарского края и Республики Адыгея. Я считаю, что за этим будущее, если при производстве нашего ресурса мы будем постоянно находить всевозможные точки роста и улучшать процедуры, процессы и многое другое, находящееся в нашем обиходе.
— И добьетесь идеального состояния отрасли?
— На самом деле в производстве идеала не существует: всегда находятся и какие-то новые технологии, какие-то мысли и новые знания, компетенции, которые позволяют именно непрерывно улучшаться!
— Как, на ваш взгляд, поменялась отрасль за последние десять лет?
— Безусловно, ничто не стоит на месте, все развивается, внедряются новые технологии. Поэтому те же идеи, которые мы применяли, к примеру, в нефтегазовой отрасли, как та же внутритрубная диагностика, внедряем уже и в теплоэнергетике.
А в целом, если смотреть на теплоэнегетику десять лет назад и сейчас, это, пожалуй, как пересесть с автомобиля с двигателем внутреннего сгорания на электромобиль. Такой рывок происходит и у нас. Да, результат не будет заметен сразу, но еще через пять-десять лет даже и не заметим, как почти все пересядем на электромобили, так же и у нас в отрасли.
В текущей ситуации самым главным драйвером является именно наш персонал, сотрудники Краснодартеплоэнерго. И моя самая главная амбициозная задача — проецировать все, что мы сделали в краевой столице, и на другие наши предприятия, чтобы мы шагали в ногу со временем, брали лучшие практики и непрерывно все улучшали. Это ни в коем случае не означает, что Краснодар у нас остановится в развитии,— тоже будет двигаться вперед. Просто на те же рельсы развития будут переводиться предприятия и в других муниципальных образованиях. Это действительно даст эффект с точки зрения экономической составляющей и, самое главное, качественного улучшения параметров ресурсов, которые мы подаем нашим потребителям.
Оперативные новости «Ъ» из регионов Кубань, Адыгея, Крым в Telegram
https://krasnodarteploenergo.ru/
Реклама