Швейцария сохраняет счета
Как банки страны осуществляют переводы в российской валюте
Клиентам некоторых швейцарских банков удалось сохранить рублевые счета. Кредитные организации из первой десятки по-прежнему осуществляют переводы в российской валюте, выяснил Forbes. Какие именно, на рынке не раскрывают. Но это точно не UBS и Credit Suisse, которые и вовсе грозили блокировкой счетов клиентам из России. Речь идет о менее крупных банках, сильно они не рискуют, рублевые операции не находятся под прямым запретом.
О том, как устроены такие переводы, “Ъ FM” спросил советника консалтинговой компании «Кворус» в Швейцарии Евгения Мальцева: «Сами по себе расчеты, как и расчеты в рублях, не запрещены санкционными регламентами, ни европейскими, ни швейцарскими. Запрета российской валюты как таковой не существует ни в одном регламенте. Запрещены другие вещи, есть секторальные и индивидуальные, это то, за чем следят комплаенс-службы банков.
Действительно, отдельные банки все еще могут проводить расчеты в рублях, но я не уверен, что в этом есть какой-то интерес для российских клиентов. Поскольку Европейский центральный банк не устанавливает официального курса рубля к мировым валютам, то, скорее всего, обменный курс для российских клиентов будет менее выгодным, чем при покупке валюты в России.
Сами по себе расчеты в рублях не являются чем-то более сложным, чем расчеты, например, в швейцарских франках или в евро. Процедура будет ровно такая же: рассмотрение источников происхождения средств, внимательный взгляд комплаенс-офицеров на то, в результате какой сделки эти деньги появились у клиента, является ли клиент подсанкционным лицом, вступал ли он в какие-то трансакции, которые нарушают санкционные регламенты. Конечно, наибольший интерес будет представлять происхождение средств от продажи активов российским госкомпаниям».
Сотрудники family-офисов рассказывают, что некоторые банки в Швейцарии принимают переводы в рублях, если речь идет о сумме от $10 млн. Такие условия связаны с особенностями самих операций, отметила управляющий партнер FTL Advisers Наталья Пацева: «Рубли как что-то русское — это всегда красный флаг. Как только они видят рубли, они сразу передают вопрос на рассмотрение в комплаенс-департамент, который занимается клиентами и операциями с повышенным уровнем риска.
Это большая нагрузка и для клиентских менеджеров, и для комплаенс-отдела, совершенно другой уровень проверки вообще. Отсюда и возникают пожелания банков к $10 млн и выше и так далее. Это не законодательное требование, а механизм компенсации трудозатрат на протаскивание операции через комплаенс-отдел».
За операцию швейцарский банк берет комиссию от двух 0,2% до 1%, а после перевода клиент обязан конвертировать рубли в валюту до конца рабочего дня. На этом кредитные организации тоже зарабатывают около 0,2% от общей суммы. При этом банки стараются минимизировать риски, отметил управляющий партнер Lenar Wealth Management Ленар Рахманов: «У этих крупных финансовых агломераций есть возможность принимать рубли на какие-то свои дочерние структуры, которые могут их переводить в другую валюту и сразу же уходить из рискового для них актива в более понятный.
У некоторых банков есть представительства либо потребность в России, они на какие-то свои структуры принимают рубли и могут параллельно поставить такое же количество валюты в свои зарубежные структуры. То есть делают клиренс без трансфера денег. Соответственно, заработок тоже хороший получается, например, 1% от $10 млн — это $100 тыс. за один день, которые они могут спокойно зарабатывать. Вот здесь они находятся на грани коммерческой прибыли и регуляторного риска».
По словам юристов, приоритетом для россиян остается поиск банка относительно непрозрачного для финансовых структур США. Но таких в Швейцарии практически не осталось.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".