Буквы в цифре
Издатели о пользе и рисках цифровой трансформации своей отрасли
Современное книжное издательство превратилось по сути в IT-компанию, а в ближайшие несколько лет искусственный интеллект и другие технологии могут изменить индустрию еще сильнее: другими будут и производственные процессы, и конечный продукт — книги. Издатели рассказали «Ъ-Review», чего они ждут от ближайших лет в контексте развития технологий и какое нормативное регулирование могло бы помочь им пройти эту трансформацию.
Издательство как IT-компания
В последние годы издатели внедрили IT-решения, в том числе на базе ИИ и анализ Big Data, в свои процессы, рассказали “Ъ” представители отрасли. "Мы используем искусственный интеллект, инструменты цифрового озвучивания и перевода, а также анализируем предпочтения читателей на основе больших данных. Эти технологии помогают реагировать на потребности аудитории и предлагать книги и форматы, которые наиболее востребованы",— рассказал президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков.
CPO Alpina Digital Жемал Хамидун рассказал, что издательство использует нейросети как для работы с текстами книг, так и для маркетинговых задач. "Мы создали свой собственный интерфейс, в котором собрали все лучшие нейросети, такие как Claude3 Opus, GPT4Turbo, DallE, Midjourney, Deepl. Решение позволяет сотрудникам разных подразделений, например, сразу генерировать идеи для контента в социальных сетях, редактировать тексты и подбирать визуал", - говорит он. "У нас в компании есть рабочая группа и сообщество ИИ-энтузиастов. С ними мы регулярно экспериментируем и ищем точки применения нейросетей для оптимизации рабочих процессов. С ними мы также тренируем собственную ИИ-модель для работы с текстами и бота, который рассказывает о книгах", — добавил он.
В целом весь редакционный процесс давно уже цифровизирован, от складских и торговых программ до сложных аналитических продуктов, рассчитывающих прогнозирование спроса по каналам сбыта, резюмирует директор издательства "Росмэн" Борис Кузнецов: «Я уже не могу вспомнить, когда я видел последний раз распечатанные на бумаге макеты». Есть отличные решения, которые позволяют глубоко анализировать поисковые запросы и читательские предпочтения, очень часто для книг масс-маркет ассортимента мы используем эти технологии и многие названия подстраиваем именно с помощью ИТ, добавил он.
Цифровизация меняет и сами книги, например, Devar в России издает детские книги с дополненной реальностью. "В наших книгах присутствует не только графика (иллюстрации) и текст, но и анимации, 3D дизайн и пр. Мы используем подобные технологии в создании наших книг уже больше пяти лет, с каждым годом оптимизируя процессы и увеличивая производительность минимум на 30%. Но с последним скачком развития генеративного AI это позволило, конечно, кратно скорость и производительность примерно в три раза",— рассказал CTO и основатель компании Андрей Комиссаров.
Трансформация продолжится
Технологии с использованием искусственного интеллекта будут и дальше способствовать оптимизации процессов и снижению издержек, рассчитывают в отрасли. Речь идет о рецензировании рукописей на первом этапе, написании и оценке продающих текстов, описании книг в интернет-магазинах, переводе, озвучивании аудиокниг, говорит Олег Новиков. «ИИ меняет подход к авторскому праву, маркетингу, каналам распространения, переводу»,— отмечает господин Новиков.
ИИ позволит оптимизировать поиск зарубежных книг, редактуру, создание обложек и иллюстраций, написание промо и рекламных текстов, согласен замгендиректора Alpina Digital Денис Петров. Он добавил, что развитие ИИ также приведет к росту самиздата. "Книги станет проще и быстрее писать, рукописи будут более качественными. ИИ позволит авторам и площадкам самиздата делать переводы на другие языки практически без затрат. Роль издательств будет сводиться к экспертному отбору лучших рукописей и качественному выпуску их в бумажном формате, продвижению и дистрибуции печатных книг", - говорит он.
Андрей Комиссаров рассчитывает на дальнейшее развитие технологии дополненной реальности: «Книга теперь может включать в себя контент, который ранее вы не могли себе представить». Благодаря web AR, больше не нужно разрабатывать и устанавливать приложения, благодаря no-code решениям, проекты в AR могут создавать сами авторы или выпускающие редакторы, отмечает господин Комиссаров. «К тому же, не стоит думать, что массовый выпуск AR очков произойдет не скоро. С нынешней гонкой технологий, мы сможем приобрести свои первые AR устройства в течение следующих двух лет»,— считает он. AR будет способствовать появлению коллабораций издателей с представителями других отраслей, например, издателей энциклопедий - с ведущими музеями и научными лабораториями, добавил он.
Распространение ИТ-решений несет с собой и риски, напоминает Борис Кузнецов. «Внедрение в редакционные процессы ИИ создаст серьезную конкуренцию на рынке технического дизайна и верстки, переводы нон-фикшн хотя бы в базовом исполнении тоже могут перейти в сферу ИИ. Классические менеджеры должны будут трансформироваться в аналитиков маркетплейсов и в операторов на этих площадках»,— говорит он. В целом, по его мнению, цифровая трансформация отрасли только начинается и это будет «очень стремительный и жесткий процесс»: «Боюсь, что те, кто не встроятся в него, могут вообще пропасть из ландшафта книжной индустрии».
Каким должно быть новое регулирование отрасли
Вопросами регулирования цифровизации в книжной отрасли занимается Минцифры: еще с июля 2022 года при министерстве был создан специальный консультативный орган — Экспертный совет по вопросам развития и цифровой трансформации книжной индустрии. В апреле 2024 года состав органа был обновлен: в него входят представители издательств, книжных сервисов, книжных магазинов, отраслевых объединений и пр. Экспертный совет сможет формировать рабочие группы для дополнительной проработки вопросов.
Денис Петров из Alpina Digital напоминает, что во многих странах мира сейчас рассматриваются законопроекты, на основании которых могут быть введены ограничения на процент использования ИИ в отраслях. "Ввиду активного вовлечения ИИ в такие процессы, как редактура, корректура, перевод, написание и озвучивание книг, может быть пересмотрен подход к понятию творчества и авторства, что скажется и на подходах к защите контента от пиратства", - говорит он.
Олег Новиков говорит, что пиратство остается "основным направлением, в котором издательская отрасль нуждается в государственной поддержке". Несмотря на то, что книги теперь включены в «антипиратский» меморандум, пока он технически не работает и говорить об удалении пиратских ссылок из поисковой выдачи "Яндекса" преждевременно, объясняет он.
"Усилиями отрасли по основному издательскому каталогу уровень пиратства поддерживается на одном уровне - 10% от объема цифровых книг. Приходится через суд блокировать около 200 пиратских ресурсов ежегодно. Однако на их место тут же приходят новые",— отмечает господин Новиков. На фоне того, что из легальной продажи выпал ряд позиций, активизировались пиратские ресурсы, в первую очередь, сайты, которые поддерживаются из-за границы. Появляется и контрафакт в бумаге, также производимый за пределами юрисдикции правообладателей из РФ, объясняет Олег Новиков. "Важен консолидированный подход к тому, чтобы снизить потери издателей, писателей и госбюджета, в который не поступают выплаты в виде налогов. Строгие регламенты, оперативные меры по пресечению деятельности пиратов сегодня актуальны как никогда", — полагает он.
"Очень не хотелось бы чтобы государство необдуманно внедряло нормативное регулирование. Как минимум, нужно взаимодействие с отраслью",— в то же время отметил Борис Кузнецов. Кроме регулирования и борьбы с пиратством возможны и созидательные процессы - например, довести до конца проект НЭБ (Национальную электронную библиотеку), задача которой вести полный учет, реестр и описание всех издаваемых в России книг, добавил он: "Кстати, эта база легко может стать тем местом, где библиотеки получают необходимую навигацию и формируют свой заказ на пополнение реальных и цифровых фондов".