Врачи без ведомственных границ
Минздрав и Минобрнауки не стали делить медицинское образование
Российский союз ректоров (РСР) обсудил качество медицинского образования в стране. Ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин (ЕР) возмутился из-за большого количества медицинских факультетов в непрофильных вузах. По мнению господина Володина, это снижает качество образования, а нехватка врачей в стране все равно сохраняется. Однако ректоры не согласились с парламентарием. Они заявили, что факультеты в непрофильных вузах помогают и развитию медицинской науки, и решению кадровых проблем, поэтому губернаторы сами нередко инициируют их открытие. А главы Минздрава и Минобрнауки (с 7 мая в статусе врио) заверили, что не имеют претензий к работе друг друга, и сообщили, что им «удается успешно сотрудничать».
Заседание РСР прошло в понедельник в МГУ. Президент РСР, ректор МГУ Виктор Садовничий заверил, что в России подготовка медицинских кадров «традиционно ведется совместными усилиями Минздрава и Министерства образования». «У нас далеко не во всех регионах есть собственный медвуз, а профильный факультет в классическом университете дает возможность отучиться на врача»,— объяснил он. Но главное, по мнению господина Садовничего,— это «междисциплинарные возможности классических вузов». «Сегодня медицинские исследования находятся на стыке множества наук — физика, химия, биология,— и фундаментальное образование многопрофильных вузов тут особенно эффективно»,— сказал ректор МГУ.
По данным Минобрнауки, в России подготовку медицинских кадров осуществляют 127 вузов. Из них 49 подведомственны Минздраву, 56 — Минобрнауки, 3 — Минпросвещения, 3 — муниципалитетам, 2 — правительству РФ, а 14 — частные организации. Большинство студентов (72,6%) учатся в вузах Минздрава. В 13 регионах подготовка ведется как в вузах Минобрнауки, так и Минздрава; в 21 субъекте есть только вузы Минздрава, а в 26 регионах — только вузы Минобрнауки. По закону решение об открытии медицинского факультета принимает ученый совет вуза при согласовании с Рособрнадзором, а Минздрав не участвует в этом процессе.
Важность и востребованность медфакультетов в классических вузах подтвердила вице-губернатор Липецкой области Ольга Белоглазова. Она пожаловалась, что в регионе «наблюдается острый дефицит врачей». «Средний коэффициент обеспечения населения врачами, работающими в государственных и муниципальных организациях,— 41,2 на 10 тыс. человек. А у нас — 32,2»,— посетовала госпожа Белоглазова. Несмотря на программы поддержки врачей, молодежь не остается работать в регионе, рассказала она: «Даже "целевые" студенты нередко отрабатывают необходимый период и переезжают. А если они изначально учились в соседних областях, то вероятность возвращения в Липецкую область еще меньше».
Вот почему региональное правительство само попросило, чтобы в Елецком госуниверситете имени Бунина (ЕГУ) в 2021 году появился медицинский факультет — первый в области. Выступивший тут же ректор ЕГУ Сергей Щербатых рассказал, что университет обращается к «опыту коллег из медицинских школ, имеющих большую историю и опыт работы». А к преподаванию на факультете привлекают медицинских специалистов, практикующих в регионе и имеющих ученую степень.
Похожая ситуация сложилась и в Севастополе.
Ректор СевГУ Владимир Нечаев рассказал, что решение об открытии медицинского факультета также было принято совместно с правительством региона «для решения проблем с нехваткой медперсонала».
«Медицинские факультеты в непрофильных вузах открываются не только в последние годы. В РУДН такой факультет ведет историю с момента основания вуза»,— заступился за коллег директор медицинского института РУДН Алексей Абрамов.
Он похвастался, что в рейтинге медицинского образования RAEX в топ-10 фигурируют сразу три непрофильных вуза (помимо РУДН — МГУ и СПбГУ). А вступительные баллы на направлениях «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология» в РУДН выше, чем в профильном Сеченовском университете. «Вообще, это и повод попросить увеличить нам количество бюджетных мест»,— как бы между делом добавил господин Абрамов.
Интересно, что в ведение вуза передали больницу имени Виноградова. «Теперь медучреждение официально находится под контролем образовательного учреждения, что вызывало много споров,— отметил директор мединститута.— Но мы сохраняем объем оказания услуг по ОМС, поэтому население не теряет врачей, а студенты практикуются в реальных условиях».
Позицию профильных медицинских вузов высказал ректор Первого МГМУ имени Сеченова Петр Глыбочко. «В медвузах сейчас тоже все исследования на стыке наук, тут мы ничуть не уступаем классическим университетам»,— заявил он.
Большое количество факультетов, появляющихся без одобрения Минздрава, вызывает у ректора Первого МГМУ Петра Глыбочко беспокойство.
«У нас на всю страну 163 образовательных организации готовят медиков (Минобрнауки говорит про 127.— “Ъ”), и это много даже для России. Но назовите мне хоть один вуз, который полностью решил проблему подготовки и закрепления кадров в своем регионе»,— сообщил он. Тем не менее господин Глыбочко заявил коллегам, что «все мы делаем общее дело», и призвал «перестать делить полномочия между ведомствами и создать высокие стандарты».
Касательно последних ректор высказал целый ряд предложений. Так, он уверен, что стандарты подготовки медиков, разработанные координационным советом по медобразованию для вузов при Минздраве, должны быть расширены и на остальные медицинские образовательные учреждения. Также ректор предложил профсообществу «Медицинская лига России» проводить аудит медицинских образовательных программ, а в вузах, не относящихся к Минздраву, ввести обязательную профессионально-общественную аккредитацию.
В конце заседания выступили руководители Минобрнауки Валерий Фальков и Минздрава Михаил Мурашко (с 7 мая в статусе врио). Они единогласно заявили об отсутствии претензий друг к другу.
Валерий Фальков заверил, что именно Минздрав является «центром ответственности, решающим вопрос об объеме и структуре бюджетных мест на медспециальностях», а у Минобрнауки получается «удачно сотрудничать» с ним.
«Качество медобразования возможно повысить только сообща, работая двумя министерствами,— уверял господин Фальков.— Оно зависит не только от взаимоотношений вуза и учредителя, но и от того, насколько подготовленные дети выбирают там учиться, какая у вуза клиническая база и количество бюджетных мест». Решать эту проблему господин Фальков считает нужным с помощью классических мер поддержки вузов — «начиная от хорошего сайта и маркетинга и заканчивая уровнем общежитий и кадровой политикой региона в целом».
Вместе с этим Валерий Фальков признал: в регионах, где существует свой медвуз, необходимость открытия профильных факультетов в других университетах «неочевидна и требует глубокой экспертизы», потому что «может привести к лишней борьбе за преподавательский состав».
Но главы регионов без медвузов «регулярно ходатайствуют об открытии у себя медфакультата», сказал господин Фальков, «так как они уверены, что наличие собственной базы для подготовки медиков поможет решить проблему дефицита кадров».
В ответ Михаил Мурашко заверил, что у него «внятные и понятные отношения с Минобрнауки, нет никаких разногласий». Глава Минздрава уверен, что для устранения дефицита медиков нужно тщательнее анализировать потребности отрасли при наборе в вузы. А главное — регулировать экономическое развитие регионов, устанавливая единую отраслевую зарплату труда и предоставляя врачам конкретные социальные гарантии.