Boeing налетел еще на одно дело
Все ли тесты пассажирских самолетов Dreamliner проводила корпорация
После нескольких скандалов и гибели информаторов по делу Boeing в США начали еще одно расследование. Оно связано с серией пассажирских лайнеров Dreamliner. Федеральное управление гражданской авиации США проверяет, тестировали ли крепление крыльев к фюзеляжу самолета. А 7 мая компания вновь не смогла запустить на орбиту свой космический корабль. Тему продолжит Екатерина Вихарева.
Поводом для очередной проверки стало сообщение самой корпорации, пишет Reuters. Один из сотрудников пожаловался, что его коллеги не тестируют части фюзеляжа самолетов Dreamliner. Данные подтвердились в ходе внутренней проверки корпорации.
Теперь специалисты Федерального управления гражданской авиации США будут выяснять, проводились ли все тесты и «могли ли сотрудники компании сфальсифицировать данные». Речь о парке в 450 самолетов. Если нарушение подтвердится, не исключено, что на сотрудников могли надавить, считает экс-менеджер завода Boeing 737 Эд Пирсон:
«Это индивидуальное и очень неудачное решение. Но мы также должны спросить себя, что могло заставить человека так поступить, подделать записи? Это абсолютно неприемлемо при постройке самолета. И одна из вещей, на которые я бы хотел посмотреть по итогам расследования, не оказывали ли на этих людей давление. Например, кто-то из их начальников».
В самой компании заявили, что угрозы безопасности нарушение не создает. И что Boeing уже начал повторную проверку всех самолетов Dreamliner. В апреле один из бывших инженеров компании заявил, что секции фюзеляжа этого самолета неправильно друг с другом скрепляются. И что со временем части корпуса могут отвалиться прямо в полете. Кроме производства самолетов, Boeing с 2014 года работает над проектом Starliner по доставке астронавтов на МКС.
На него было потрачено более $4 млрд. Но пока проект так и не взлетел — 7 мая буквально за два часа до старта NASA отменила первый тестовый запуск пилотируемого корабля. Специалисты обнаружили, что в ракете-носителе неисправен предохранительный клапан подачи кислорода. Это далеко не первая подобная ошибка, отмечает корреспондент NBC News Том Костелло:
«Starliner превысил бюджет и просрочен на несколько лет. Во время испытательного полета без экипажа в 2019 году его внутренние часы были неправильно запрограммированы и отстали на 11 часов. Позже я узнал, что Starliner мог врезаться в космическую станцию, в июне 2023 года было еще больше задержек. Инженеры обнаружили горючую ленту внутри космической капсулы и слабые парашютные ремни».
В марте Минюст США начал расследование против Boeing по делу о другой серии самолетов — среднемагистральном 737 MAX. Только за 2024 год с ними произошло не менее пяти аварий из-за технических неисправностей. С каждым эпизодом вскрывается все больше нарушений, говорит аналитик, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
«Производственная культура и отношение Boeing к своему продукту настолько упала, а особенно, кстати, кадровый вопрос. Были проведены многочисленные проверки Boeing, целый ряд чек-листов касался как раз квалификации персонала. И оказалось, что на многих направлениях работают неквалифицированные сотрудники — вот и проблемы. Можно сменить руководство, но готово ли будет новое начальство предпринимать какие-то революционные шаги? И есть ли вообще выход из этой ситуации? Потому что и финансовая, и рыночная ситуация для Boeing висит камнем на шее компании и тянет ее на дно».
Скандал вокруг Boeing начал разрастаться с еще большей силой после чреды таинственных смертей бывших инженеров компании и, по совместительству, главных информаторов следствия. Они, в частности, утверждали, что компания использовала некачественные детали, а иногда «буквально вынимала их из контейнеров с металлоломом».
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".