Boeing налетел еще на одно дело

Все ли тесты пассажирских самолетов Dreamliner проводила корпорация

После нескольких скандалов и гибели информаторов по делу Boeing в США начали еще одно расследование. Оно связано с серией пассажирских лайнеров Dreamliner. Федеральное управление гражданской авиации США проверяет, тестировали ли крепление крыльев к фюзеляжу самолета. А 7 мая компания вновь не смогла запустить на орбиту свой космический корабль. Тему продолжит Екатерина Вихарева.

Фото: Сергей Бобылев, Коммерсантъ

Поводом для очередной проверки стало сообщение самой корпорации, пишет Reuters. Один из сотрудников пожаловался, что его коллеги не тестируют части фюзеляжа самолетов Dreamliner. Данные подтвердились в ходе внутренней проверки корпорации.

Теперь специалисты Федерального управления гражданской авиации США будут выяснять, проводились ли все тесты и «могли ли сотрудники компании сфальсифицировать данные». Речь о парке в 450 самолетов. Если нарушение подтвердится, не исключено, что на сотрудников могли надавить, считает экс-менеджер завода Boeing 737 Эд Пирсон:

«Это индивидуальное и очень неудачное решение. Но мы также должны спросить себя, что могло заставить человека так поступить, подделать записи? Это абсолютно неприемлемо при постройке самолета. И одна из вещей, на которые я бы хотел посмотреть по итогам расследования, не оказывали ли на этих людей давление. Например, кто-то из их начальников».

В самой компании заявили, что угрозы безопасности нарушение не создает. И что Boeing уже начал повторную проверку всех самолетов Dreamliner. В апреле один из бывших инженеров компании заявил, что секции фюзеляжа этого самолета неправильно друг с другом скрепляются. И что со временем части корпуса могут отвалиться прямо в полете. Кроме производства самолетов, Boeing с 2014 года работает над проектом Starliner по доставке астронавтов на МКС.

На него было потрачено более $4 млрд. Но пока проект так и не взлетел — 7 мая буквально за два часа до старта NASA отменила первый тестовый запуск пилотируемого корабля. Специалисты обнаружили, что в ракете-носителе неисправен предохранительный клапан подачи кислорода. Это далеко не первая подобная ошибка, отмечает корреспондент NBC News Том Костелло:

«Starliner превысил бюджет и просрочен на несколько лет. Во время испытательного полета без экипажа в 2019 году его внутренние часы были неправильно запрограммированы и отстали на 11 часов. Позже я узнал, что Starliner мог врезаться в космическую станцию, в июне 2023 года было еще больше задержек. Инженеры обнаружили горючую ленту внутри космической капсулы и слабые парашютные ремни».

В марте Минюст США начал расследование против Boeing по делу о другой серии самолетов — среднемагистральном 737 MAX. Только за 2024 год с ними произошло не менее пяти аварий из-за технических неисправностей. С каждым эпизодом вскрывается все больше нарушений, говорит аналитик, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

«Производственная культура и отношение Boeing к своему продукту настолько упала, а особенно, кстати, кадровый вопрос. Были проведены многочисленные проверки Boeing, целый ряд чек-листов касался как раз квалификации персонала. И оказалось, что на многих направлениях работают неквалифицированные сотрудники — вот и проблемы. Можно сменить руководство, но готово ли будет новое начальство предпринимать какие-то революционные шаги? И есть ли вообще выход из этой ситуации? Потому что и финансовая, и рыночная ситуация для Boeing висит камнем на шее компании и тянет ее на дно».

Скандал вокруг Boeing начал разрастаться с еще большей силой после чреды таинственных смертей бывших инженеров компании и, по совместительству, главных информаторов следствия. Они, в частности, утверждали, что компания использовала некачественные детали, а иногда «буквально вынимала их из контейнеров с металлоломом».


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента