Глобализация пока держится

МВФ оценил влияние геополитики на торговлю и долю доллара в резервах и расчетах

Фрагментация мировой торговли и потоков инвестиций в нынешних условиях обойдется дороже, чем во времена холодной войны — из-за более плотных связей между странами. Пока, впрочем, разделение государств на блоки сдерживают соседние с ними страны, через которые перенаправляются потоки. Об этом говорится в статье первого заместителя главы Международного валютного фонда (МВФ) Гиты Гопинат о влиянии геополитики на глобальную торговлю. Снижение доли доллара США в расчетах отмечается в первую очередь в странах, близких к Китаю. В резервах этих стран увеличивается доля золота как следствие санкционных рисков.

Количество новых ограничений в торговле с 2019 года выросло более чем втрое — вкупе с увеличением числа финансовых санкций. Тем не менее на глобальном уровне признаков деглобализации пока не отмечается, пишет первый заместитель главы МВФ Гита Гопинат в опубликованной в среду статье «Геополитика и ее влияние на глобальную торговлю и доллар США». После завершения периода «гиперглобализации» — он приходился на 90-е и начало нулевых, отношение объемов экспорта к ВВП варьируется в пределах 41–48%.

Фрагментация наблюдается в первую очередь при рассмотрении устройства отдельных блоков стран и торговли внутри них: доля Китая в импорте США сократилась с 2017 года на восемь процентных пунктов (п. п.), доля США в экспорте Китая — на четыре. Эффект охлаждения отношений более заметен между блоками стран, чем внутри этих блоков,— в первом случае рост торговли оказался на 5 п. п. медленнее в 2022–2023 годах по сравнению с периодом начала 2017-го—начала 2022 годов. Внутри же блоков — сокращение составило лишь два пункта.

С начала военной операции на Украине потоки торговли и прямых инвестиций между блоками сократились соответственно на 12% и 20% сильнее, чем внутри них, пишет Гита Гопинат.


Этот эффект, впрочем, смягчает перенаправление потоков через соседние страны — в первую очередь Мексику и Вьетнам (в случае с Россией это страны ЕАЭС). Фрагментация в текущих условиях обойдется мировой экономике дороже, чем в период холодной войны,— тогда отношение торговли к ВВП составляло 16%, сейчас — 45%. Впрочем, тогда роль «связующих» стран была минимальной, отмечает первый замглавы МВФ.

Влияние фрагментации на валютную структуру платежей также пока ограничено: по данным SWIFT, на доллар США приходится более 80% торгового финансирования (это следствие того, что большая часть торговли сырьевыми товарами по-прежнему производится в долларах). Доля юаня растет в первую очередь в торговых операциях между странами «китайского блока» — всплеск произошел в 2022 году, показатель вырос почти вдвое — с 4% до 8% (речь идет в первую очередь о странах, имеющих тесные связи с Китаем, доля России здесь минимальна, так как учитываются данные в рамках SWIFT). Для китайских нефинансовых организаций доля трансграничных платежей в юанях уже достигла 50% (еще в 2010 году на доллар приходилось 80% платежей).

В резервах стран доля доллара составляет около 60%, здесь самым заметным изменением в последние два года стал рост доли золота. В странах «китайского блока» доля золота росла с 2015 года — причем не только в Китае и России (в КНР доля золота выросла с 2% до 4,3%, доля американских гособлигаций сократилась с 44% до 30%). В странах блока, связанного с США, она оставалась стабильной. Вероятно, такое расхождение объясняется восприятием санкционных рисков, отмечает Гита Гопинат.

Основные же риски, связанные с фрагментацией, касаются снижения производительности и притока инвестиций — примером может служить «Брексит», оказавший выраженное негативное влияние на экономику Великобритании, пишут в МВФ. Финансовая фрагментация также ведет к повышению рисков макростабильности (из-за ослабления их глобального разделения и роста вероятности шока в отдельно взятых странах). В «мягком» сценарии МВФ потери могут быть незначительными — около 0,2% мирового ВВП, в «экстремальном» — до 7%. Угнетение же прямых инвестиций грозит сокращением мирового ВВП на 2%. При этом развивающиеся страны, в отдельных случаях выигрывающие от фрагментации, как группа понесут более выраженные потери, чем развитые заключает Гита Гопинат.

Татьяна Едовина

Вся лента