Заслуги не освобождают
Три сумки наград не изменили меру пресечения Тимуру Иванову
Мосгорсуд признал законным арест отстраненного от должности замминистра обороны Тимура Иванова, обвиняемого в получении взятки в 1,185 млрд руб. от коммерсантов в обмен на выгодные строительные контракты. Доводы защиты о том, что обвиняемый не может бежать в Европу, так как внесен практически во все санкционные списки зарубежных стран и к тому же в начале года стал отцом в пятый раз, не помогли, как и сведения о заслугах и многочисленных наградах военного чиновника.
В Мосгорсуде защитники обвиняемого Мурад Мусаев, Денис Балуев и Виктор Швец пытались добиться отмены решения Басманного райсуда, который 24 апреля по ходатайству Следственного комитета России (СКР) заключил Тимура Иванова в СИЗО до 23 июля. Поскольку слушание в районном суде состоялось ранним утром, еще до того, как суд официально открыл двери для посетителей, журналисты приехали в Мосгорсуд заранее, рассчитывая попасть на процесс.
Здесь их уже ждали — с помощью двух рядов стульев у зала суда соорудили заграждение, мимо которого трое адвокатов Тимура Иванова гордо прошествовали, неся в руках три огромных бумажных пакета, доверху заполненные грамотами, медалями и орденами.
Поддержать арестованного также приехали несколько близких людей, среди которых была гражданская жена экс-чиновника, телеведущая и экс-советник министра обороны РФ Мария Китаева, в январе 2024 года она стала матерью пятого ребенка Тимура Иванова.
Однако ни ей, ни журналистам попасть в зал суда было не суждено — репортеров не пригласили на отрытую часть заседания, в котором фигурант участвовал по видеосвязи из «Лефортово». В ходе открытой части представитель СКР ходатайствовал о проведении слушания в закрытом режиме для сохранения тайны следствия. Несмотря на возражения адвокатов, судья Анатолий Королев просьбу удовлетворил.
Как стало известно позже, адвокаты Тимура Иванова просили отменить решение районной инстанции и вынести новое, избрав фигуранту меру пресечения, не связанную с лишением свободы: залог на усмотрение суда, запрет определенных действий или домашний арест в загородном доме на Рублевке, оформленном в ипотеку. Проживавшую там вместе с Тимуром Ивановым Марию Китаеву защитники пригласили в суд как раз для того, чтобы она рассказала о том, кто еще живет в доме. Однако судья ходатайство о допросе госпожи Китаевой отклонил, но приобщил ее письменное заявление об условиях проживания и отсутствии доступа в дом посторонних лиц.
Главный же акцент в пользу смягчения обвиняемому меры пресечения защита Тимура Иванова сделала на личности фигуранта, который является отцом пятерых детей, имеет звания Героя ЛНР и ДНР, а также имеет многочисленные государственные, ведомственные и общественные награды. Последние, после того как адвокаты вынули их из сумок, заняли целый стол, даже будучи уложенными в несколько рядов.
Для того, чтобы перечислить и приобщить их к материалам дела, адвокату Мураду Мусаеву потребовалось больше получаса.
Последний позже рассказал, что основанием для ареста его клиента стал, в частности, довод следствия о том, что, находясь на свободе, Тимур Иванов может скрыться в странах Евросоюза.
По поводу последнего аргумента защитник высказал недоумение. Он отметил, что, во-первых, загранпаспорт его клиент сдал в отдел кадров Минобороны, о чем защита представила в Мосгорсуд соответствующую бумагу, а, во-вторых, господин Иванов включен в санкционные списки почти всех зарубежных стран, притом не только Европы, но даже США, Новой Зеландии и Канады. Это делает попросту невозможным его выезд за рубеж. С учетом этих обстоятельств господин Мусаев назвал «ничтожно малой» вероятность того, что его клиент «куда-то сбежит».
Он отметил, что Тимур Иванов на протяжении долгих лет удостаивался различных наград. «Среди подписантов наградных удостоверений, которые мы представили, есть президент России, премьер-министр, секретарь Совета безопасности, председатель Следственного комитета, который расследует данное дело, руководитель военной контрразведки, которая сопровождает его»,— продолжил господин Мусаев.
Адвокат посетовал, что «на протяжении десятилетий государевы мужи поощряли Иванова, а при появлении первейшего подозрения в его адрес его посадили за решетку».
Сам Тимур Иванов также коротко выступил, заметив, что его заслуги перед родиной и награды сами свидетельствуют за себя и лишь подтверждают, что он не скроется от следствия.
В свою очередь, представитель Следственного комитета и поддержавшая его прокурор просили оставить решение районного суда без изменения, а жалобу защиты — без удовлетворения. Следователь отметил, что сбор доказательств сейчас только на начальной стадии и пока не завершен, а в случае нахождения на свободе обвиняемый может скрыться или же помешать расследованию, уничтожить доказательства или оказать давление на свидетелей.
Для принятия решения судья удалился в совещательную комнату на 15 минут. А, выйдя оттуда, счел аргументы представителя СКР обоснованными и оставил решение об аресте в силе.
Покидая суд, адвокаты Тимура Иванова не исключили, что обжалуют принятое решение в кассационном порядке. Они рассказали, что уже оспорили в суде, у руководства СКР и Генпрокуратуры недопуск защиты в СИЗО «Лефортово», куда адвокаты не могут попасть с 24 апреля.
При этом защита до сих пор не смогла получить решение суда об аресте имущества Тимура Иванова, а также «широкого круга лиц», включая родителей замминистра обороны, у которых, по их словам, блокировали «по 10 тысяч рублей на банковских картах».
Заместитель министра обороны Тимур Иванов и его доверенное лицо — предприниматель Сергей Бородин были задержаны 23 апреля, а вскоре Басманный суд заключил их в СИЗО. Фигурантам инкриминировали получение взяток на сумму 1,185 млрд руб. в 2018–2023 годах от совладельца компании «Олимпситистрой» Александра Фомина, а также от «неустановленных представителей» данной коммерческой организации и ООО «Оборонспецстрой». По версии следствия, в обмен на выгодные заказы от Минобороны подконтрольные Александру Фомину фирмы безвозмездно строили и реставрировали принадлежащие Тимуру Иванову и его семье объекты недвижимости: усадьбу площадью 2900 кв. м в Панкратово (в Тверской области на берегу Волги) и усадьбу С. Волконской — А. К. фон Мекка (здание XІХ–XХ веков), расположенную в Москве в Чистом переулке. В подвале последней, по мнению некоторых исследователей творчества Михаила Булгакова, жил Мастер из знаменитого романа «Мастер и Маргарита».
Тимуру Иванову и Сергею Бородину вменили в вину получение взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ), а арестованному 25 апреля Александру Фомину — дачу особо крупной взятки (ч. 5 ст. 291 УК РФ). Фигуранты Иванов и Фомин вину не признали. А Сергей Бородин, как рассказал «Ъ» его адвокат Дмитрий Григорьев, отказался высказать отношение к предъявленному обвинению в знак протеста против «незаконных следственных действий в ночное время». «С тех пор нас даже не пытались допросить»,— отметил защитник, воздержавшийся от дальнейших комментариев.
Мосгорсуд 8 мая рассмотрел жалобу защиты и на арест Сергея Бородина. Слушание, как и в случае с Тимуром Ивановым, по ходатайству следователя прошло в закрытом режиме. Это решение тоже осталось в силе.