Драгоценности часового искусства
Часовая и ювелирная марка Jacob & Co. во время женевских «Часов и чудес» тоже показала свои новинки, даже не будучи в официальной программе Watches and Wonders. Ну а что же тут странного? Это раньше основатель марки был в Женеве гостем. Теперь швейцарские часовщики считают его среди своих.
Джейкоб Арабо вспоминает, как неласково сначала приняли залетного американца. Но он действовал, как умел, убеждая оппонентов напором и талантом. Он начал с того, что было ему проще и понятнее: с часов, инкрустированных драгоценными камнями, ярких и веселых. Он использовал самые простые решения, которые не могли себе позволить старинные и чванные марки, вроде часов с пятью часовыми поясами, где вместо модуля мирового времени за каждый часовой пояс отвечал отдельный механизм. Он чувствовал себя свободным, как всякий неофит, который вступает на поле с давно установленными правилами, у шахматистов он легко выигрывал в шашки.
Его сын Бенджамен Арабо, который командует теперь часовой программой, напоминает, что девиз марки — это «вдохновляться невозможным». Поэтому Jacob & Co. обратились к самым свободным и раскованным из швейцарских инженеров, в том числе Луке Сопрана и его бюро Atelier 7h38. Часовщики создали механизм знаменитых Astronomia, а затем ювелиры расцветили его драгоценными планетами. Открытый механизм над открытым циферблатом напоминал знаменитый Freak Ulysse Nardin, но буйство цвета и разнообразие вариантов сразу отличали произведения Jacob & Co.
Часы семьи Арабо обладали «открытым» дизайном, не было никаких сложностей в том, чтобы сменить форму, цвет и сорт драгоценных камней, придумать на основе новых механизмов новые варианты и новые истории. Рядом с «Астрономиями» появились часы Opera с музыкальными шкатулками, вроде показанных два года назад Opera Godfather 50eme Anniversaire, посвященных 50-летию «Крестного отца».
В этом году «Астрономия» предстала в более строгом варианте Astronomia Regulator с кружащимися в центре циферблата часовым и минутным указателями. Секунды, как и на классическом «регуляторе», показывала главная стрелка — но на вращающемся диске, сама она была закреплена неподвижно. Причем цифры на диске, расставленные в обратном порядке, заставляли отсчет секунд кружиться в направлении «против часовой стрелки».
Astronomia, SF24, The Epic X, Opera уже показали, что марка намерена делать такие часы, которых еще никто никогда не делал. Инженерам Jacob & Co., по-прежнему работающим с интереснейшими независимыми проектными часовыми мастерскими Швейцарии, сейчас подвластны все сложности классической механики. В линейках этого года есть и многоосевые турбийоны, и «таинственные» часы с висящими в пустоте стрелками. Марка не забывает и о своем происхождении, делая ювелирные часы с удивительной щедростью.
В этот раз в Женеве мне удалось примерить фантастические Billionaire III с чешуей из 656 бриллиантов общим весом 129 карат. Рядом лежали другие «миллиардеры», одетые в сотни изумрудов или рубинов, или, как единственная в своем роде модель этого года, представшая во всех цветах радуги,— в изумруды, цветные сапфиры, рубины и розовые бриллианты. Ценность тут не только в камнях и их виртуозной обработке, но и в механизме, поставленном в центр часов.
Конечно, Billionaire III не наденешь, чтобы сходить за хлебом. Драгоценные камни тянули руку вниз, а часы слишком свободно лежали на тонком запястье. Что же, я представил себе процесс подгонки этих часов по руке и понял, что на цену освободившихся звеньев можно будет прикупить сразу несколько часов марок-конкурентов.