Новая встреча под часами
В Женеве прошел Only Watch
В Женеве состоялся очередной Only Watch. Часовой аукцион, который недоброжелатели поспешили похоронить, выжил и вернулся, причем с успехом. Собрано 28,3 млн швейцарских франков. На торгах 10 мая присутствовал корреспондент «Коммерсантъ. Стиль» Алексей Тарханов.
Еще за час до начала казалось, что в огромном зале Palexpo собралось мало людей. Шел шепоток, что никто не придет, ничего не купят. С каждой минутой напряжение росло. Когда появился основатель аукциона Люк Петтавино, многие поспешили к нему, чтобы выразить поддержку и пожелать успеха.
По мере того как собиралась публика, можно было оценить состав и статус события. Действительно, в зале было меньше ВИПов, чем в прошлые годы, когда на аукцион приезжали все главы представленных в каталоге марок, больших и малых. На сей раз дата торгов оказалась сбита и стала известна не за девять месяцев, как обычно, а за один. Кроме того, 10 мая был одним из последних дней весенних праздников, которые в Европе чтят не меньше, чем в России, если не ради Победы, то во имя Вознесения. Многие предпочли провести длинный уикенд с семьей.
Тем не менее, открывая торги, аукционист, руководитель ювелирного отдела дома Christie’s Раул Кадакиа достал смартфон и с удовольствием сделал снимок заполненных рядов, с нетерпением ожидающих старта. Никак нельзя назвать непредставительным зал, в котором были CEO Patek Philippe Тьерри Стерн (запросто, без галстука, в отпускной рубашке), Франсуа-Поль Журн, молодой, но уже знаменитый Реджеп Реджепи, друзья-соперники Максимилиан Бюссер и Эдуард Мейлан, а также глава часового дивизиона Tiffany & Co., занимавший ранее аналогичную должность в Chanel, Николя Бо.
«Это очень важное событие, на кону — жизни детей, здесь забывается конкуренция, все приходят помогать»,— сказал мне Максимилиан Бюссер. «Я не первый раз на Only Watch, и мне казалось важным, чтобы часовщики и ювелиры "Тиффани" приняли участие в торгах»,— согласился с ним Николя Бо. Кроме того, что они пришли поддержать благородное начинание, ясно было и то, что они пришли поддержать лично Люка Петтавино.
История с внезапной отменой Only Watch, о которой мы писали в декабре прошлого года, когда Монакскую ассоциацию по борьбе с миопатией обвинили чуть ли не в коррупции, оказалась столь невероятной и столь несправедливой, что возвращению аукциона радовались все его доброжелатели. Никого из хейтеров в Palexpo я не встретил, они остались дома, чтобы проклясть аукцион на безопасном расстоянии.
Разумеется, главным лотом стал минутный репетир Patek Philippe, проданный присутствовавшему на торгах молодому американскому коллекционеру Заку Лу за 15,7 млн франков. Очень удачно, в районе 2 млн франков, выступили Richard Mille, Rexhep Rexhepi и F.P.Journe. Нынешний результат Франсуа-Поля Журна, выставившего Chronometre Bleu Furtif, конечно, меньше тех 4,5 млн франков, в которые были оценены на аукционе 2021 года его часы с механической «пятерней» FFC Bleu. Но и 2 млн — тоже более чем неплохо, причем торг начался сразу с миллиона. Рука дающего таки не оскудела.
За одни лоты боролись яростно и азартно, другие встречали спокойно и покупали после двух-трех первых ставок. Приятно было видеть ажиотаж, который вызвал Joker Sandmann Константина Чайкина. Цена со скромных 32 тыс. франков быстро поднялась до финальных 110 тыс.
Франсуа-Поль Журн не зря называл результаты аукционов «судом божьим», имея в виду, что только здесь можно увидеть, с каким энтузиазмом публика относится к часовщику и насколько ей понравилась выставленная им модель. Нет случайных покупок, нет любви с первого взгляда: на Only Watch приходят люди с точно выверенными симпатиями и отмеренным бюджетом. На каждую позицию — свой купец, искатель Patek Philippe не будет торговаться за MB&F и наоборот.
Что ж, суд божий состоялся и полностью оправдал создателей Only Watch: общий сбор десятого аукциона в размере 28,3 млн франков лишь немногим уступает результату 2021 года в круглые 30 млн. «Мы очень довольны, что можем и дальше объединять людей и помогать детям,— сказал мне Люк Петтавино.— Мы усталые и счастливые, счастливые и усталые».