Мир вокруг иголки
Chanel Couture О’Clock в Женевe
Витрины Chanel на Watches and Wonders в Женеве окружали центральную скульптуру стенда: огромную золотую иглу, склоненную над центральной ареной как гномон солнечных часов. Все в Chanel крутится вокруг кутюра, и часы в том числе.
Арно Шастен, ответственный за часовой дизайн знаменитой французской марки, напоминает, что часы — единственное, что не успела сделать сама Мадемуазель-основательница. Духи, украшения, сумки были начаты ею. Но первые часы, так и названные Premiere, появились уже после нее, только в 1987 году, а прославленные J12, ставшие, по общему мнению, «первой часовой иконой XXI века», в 2000-м.
Значит, дизайнерам остается использовать тот словарь, те образы, те цвета, те пропорции, которые Габриэль Шанель ввела в моду и которые навсегда ассоциируются с ее произведениями, ее буйной биографией, ее характером, ее женскими повадками и ее меткими словечками, которые с восторгом записывали за ней вившиеся вокруг мужчины-писатели. Должна же быть польза от мужчин.
В прошлом году Арно Шастен показал лимитированную серию из пяти часов Mademoiselle Prive Pique-aiguilles. Их корпуса и циферблаты воспроизводили форму и рисунок подушечек для булавок, которые портные носят на запястье в моменты примерок. В этом году форма повторилась: уже не в часах, а в украшениях Pique-aiguilles. Иголки и булавки были на стенде очень к месту.
Часовая коллекция этого года называется Couture О’Clock и использует разнообразные коды истории марки и портновского мастерства, то отсылая к стеганой поверхности браслета, напоминающей о сумках matelasse, то превращая длинный ремешок часов Premiere Ruban Couture в подобие портновского метра — хороший способ следить за полнотой запястья, кстати. Форма пуговицы жакета использована в Mademoiselle Prive Bouton Gabrielle, золотая катушка ниток стала основой Manchette Bobine Couture.
Заглавным произведением стали часы-скульптура, часы-автомат Horloge Musicale Atelier Couture, которые немедленно нашли себе владельца и только благодаря его согласию простояли на стенде до конца выставки. Под их стеклянным колпаком фигурки, портновские манекены, крутили хоровод в ритме часовых и минутных стрелок под музыку песни 1930-х «My Woman», которую так любила напевать Габриэль Шанель. Образы манекенов использовались и в ювелирных ожерельях со встроенными часами Sautoir Buste Couture, и в значках-«шармах» Montre Premiere Charms Couture.
На тему кутюра в этом году «высказались» представители почти всех линий часовой коллекции Chаnel: и Premiere, и Boy.Friend Couture. Но главная роль была отведена часам линии J12. В созданной инженерами часового ателье Chanel в Ла-Шо-де-Фоне модели Atelier Couture Automate Calibre 6 на золотом циферблате в рамке из черной керамики разворачивается целый кукольный спектакль. В нем действуют и движутся сама Мадемуазель, и ее ножницы, и ее манекен. J12 Atelier Couture — часовой автоматон: мизансцена оживает по нажатию кнопки, расположенной на корпусе на «8 часах». Кнопка приводит в действие механизм модуля, управляющий движением фигуры, деталей и фонов на пяти уровнях глубины циферблата.
Как ни забавна мультипликация аверса, вид реверса часов тоже примечателен. Автоматон построен на базе первого собственного часового механизма марки Calibre 1, представленного в 2016 году. Он был предназначен для специально разработанного корпуса мужских часов Monsieur диаметром 40 мм. На сей раз его пришлось уместить в корпус J12 диаметром 38 мм, более чем вдвое увеличив количество деталей: со 170 до 355. При этом новый Calibre 6 сохранил геометрию первого механизма с красивым рисунком сплетающихся кругов. Арно Шастен особенно горд тем, что, несмотря на дополнительные модули автоматона, часы сохранили элегантность и тонкость. Благодаря стеклянному куполу glass box они самым выгодным образом преподносят сценку в ателье, не превысив при этом 13,65 мм.