Часы как психотерапия

Специалисты говорят об исключительно благоприятных годах для швейцарских часовщиков. Они кончаются, сейчас экономисты отмечают падение на угрожающие 16%. Но эти годы были, и часовщики процветали.

Алексей Тарханов

Фото: Сергей Михеев, Коммерсантъ

Международные политика и экономика, однако, переживали весьма неприятные времена, отмеченные началом мировых конфликтов. Назвать их «успешными» можно разве что с высоты швейцарских гор.

Рост часовых продаж был связан с избытком денег, криптой, с попыткой превратить часы в инструмент инвестиций. В эти годы часовое производство и вправду во многом восполняло для людей недостаток хороших новостей в мире. «Я трогаю свои часы, когда нервничаю»,— признался мне глава одной из самых великих часовых марок. И я его понимаю. Часовщики дали людям совсем не смутные объекты желания, успокоительные пилюли, что важно для любого человека в состоянии стресса.

Тем не менее замедление швейцарского экспорта свидетельствует о том, что воздействие успокоительных идет на спад. Может быть, потому, что острый стресс проходит и стабильно плохие новости уже не надо заедать сладостями люкса в таком количестве. Это и можно назвать нормализацией. Ситуация мирового политического кризиса становится рутиной.

Алексей Тарханов

Вся лента