Взятки проявили стабильность

Каждый десятый житель Татарстана в 2023 году сталкивался с коррупцией

В 2023 году почти каждый десятый житель Татарстана оказывался в коррупционной ситуации, однако, как правило, граждане отказывались давать или брать взятку. Об этом говорится в исследовании управления главы республики Рустама Минниханова по антикоррупционной политике. Ведомство отмечает, что за последние десять лет коррупционный охват населения значительно снизился. В том числе благодаря цифровизации и повсеместной установке камер на дорогах жители Татарстана перестали считать самыми коррумпированными сотрудников ГИБДД. Эксперты соглашаются, что «тенденция позитивная», и «власти не бездействуют». Однако они указывают, что участники опросов, как правило, рассказывают о бытовой коррупции, о «крупных откатах никто не расскажет в интервью».

Фото: Александр Манзюк, Коммерсантъ

В Татарстане охват населения бытовой коррупцией в 2023 году составил 9,9%. Об этом говорится в отчете управления раиса республики по вопросам антикоррупционной политики. В его основе лежит социологическое исследование, которые чиновники провели в прошлом году.

Согласно результатам опроса, коррупционный охват в регионе (доля респондентов, которые хотя бы раз в течение последнего года попадали в коррупционную ситуацию) остался на уровне 2022 года. За 10 лет показатель значительно снизился (в 2013 году он достигал 16,3%). В то же время в 2017–2020 годах коррупционный охват населения оценивался менее чем 9%.

«Указанная статистика подтверждается данными правоохранительных органов и управления судебного департамента в Республике Татарстан, согласно которым за последние три года количество выявленных преступлений коррупционной направленности остается практически неизменным»,— говорится в отчете управления раиса. Так, в 2013 году в республике было выявлено 1196 таких преступлений, 2022 году — 1185, в 2021 году — 1211.

Согласно опросу, большинство жителей Татарстана предпочитают не участвовать в коррупционных сделках. Так, в 2023 году отказались от сделки 60,1% респондентов, в то время как до 2020 года такой вариант ответа выбирали менее половины опрошенных жителей региона. «Среди причин, препятствующих возникновению коррупционной ситуации, 12,8 % респондентов указали: "я принципиально не даю взяток, даже если все это делают", 11,3 % — "мне противно это делать", 10,7% — "могу добиться своего и без взяток"»,— говорится в отчете. Менее 10% респондентов, столкнувшись с коррупцией, отказались бы стать ее участником, так как «испугались уголовной ответственности», еще 8,7% ответили: «я боюсь, что меня поймают и накажут».

По данным антикоррупционного управления, каждый второй респондент (52,2 %) не сообщил о факте коррупции, так как «считает это бесполезным, меры не будут приняты». 18,9% участников опороса считают, что это «опасно для меня и моих близких». А 19,7% — не увидели в этом необходимость.

Как считают жители Татарстана, наиболее коррумпированными являются преподаватели вузов — так ответил 28,8% участников опроса. Затем идут руководители предприятий (27,6%), чиновники местной администрации (22,1%) и чиновники, предоставляющие земельные участки (21,6%). Также в список самых коррумпированных профессий и должностей попали врачи и медицинские работники, сотрудники военкоматов, таможенных органов, Роспотребнадзора и республиканские чиновники (более 16%). О коррумпированности сотрудников ГАИ и органов внутренних дел заявили более 15% участников опроса.

«Из указанного можно сделать вывод, что респонденты заявляют о коррупции в тех сферах жизни, где они чаще всего сталкиваются с ней»,— объясняют в управлении раиса по антикоррупционной политике. Там обращают внимание, что прежде «среди представителей профессий, наиболее подверженных коррупции по мнению населения, назывались сотрудники ГИБДД», в 2020 году так указало 49,4% опрошенных. Однако «в результате принятых мер по цифровизации, повсеместной установке камер наблюдения удалось изменить мнение».

Каждый четвертый респондент среди причин участия в коррупционной сделке указал «желание добиться благосклонности или более качественной работы со стороны должностного лица». Готовы стать участниками коррупционной ситуации, потому что «известно заранее, что без взятки не обойтись», 18,3% респондентов. Почти столько же готовы давать взятку «если только принудят (намекнут, создадут подобную ситуацию)». Почти 15% — «если требуется получение 100-процентного результата, так надежнее». Кроме того, каждый десятый респондент признался, что склонен решить вопрос с помощью неформального платежа «из-за отсутствия времени или возможностей для решения проблемы законным путем». Более 5% заявили, что «все дают взятку, так принято».

Жители Татарстана также положительно оценивают работу властей по профилактике коррупции (в том числе 29,7% — «положительно», а 50,7% — «скорее положительно»). Варианты «отрицательно» и «скорее отрицательно» выбрали чуть более 13% участников опороса.

«Цифры по Татарстану выглядят приличными, они демонстрируют, что власти действительно эффективно работают по искоренению коррупции»,— говорит политтехнолог Константин Калачев. Однако он обращает внимание, что, как правило, участники опросов рассказывают о бытовой коррупции. «Одно дело — когда граждане дают подарки в виде коробки конфет или бутылки коньяка учителям и врачам. Другое дело — когда речь идет о крупных откатах бизнеса чиновникам. Об этом никто не расскажет в интервью»,— объясняет эксперт. По словам господина Калачева, «тенденция позитивная, власти не бездействуют». Однако он считает, что «надо искать системные решения в отношении высших чиновников».

Кирилл Антонов

Вся лента