На премьерском фронте без перемен
На пост главы правительства снова выдвинут Михаил Мишустин
Владимир Путин вновь выдвинул кандидатуру Михаила Мишустина на пост главы правительства — такое предложение президент направил в Госдуму. Сегодня же, 10 мая, она обсудила и утвердила его кандидатуру. Среди задач, уже поставленных перед новым и пока неизвестным составом правительства, который Михаилу Мишустину предстоит возглавить,— реализация национальных целей развития до 2030 года, сформулированных 7 мая в указе президента, а в краткосрочной перспективе — изменение налогов, которые будут финансовой базой выполнения этих целей.
Президент Владимир Путин предложил Госдуме вновь назначить на пост главы правительства Михаила Мишустина — депутаты рассмотрели его кандидатуру уже сегодня, 10 мая, и переназначили господина Мишустина премьер-министром. Напомним, кабинет в соответствии с Конституцией сложил свои полномочия 7 мая после инаугурации президента и до новых назначений чиновники Белого дома работают в статусе исполняющих обязанности. Депутаты уже в целом определили порядок рассмотрения кандидатуры премьера: сначала Михаил Мишустин встретится с фракциями, затем обсуждение продолжится на пленарном заседании, а после одобрения предложения президента глава государства уже назначит премьер-министра на должность. После этого премьер предложит кандидатуры вице-премьеров и министров — их также будет утверждать Госдума.
Михаил Мишустин, до этого занимавший пост главы Федеральной налоговой службы, возглавил правительство в январе 2020 года, сменив на этом посту Дмитрия Медведева. Повестка переформированного тогда правительства почти сразу оказалась неожиданно антикризисной — сначала из-за пандемии коронавируса, а затем из-за начала военной операции РФ на Украине и последовавших за ней санкций большинства развитых стран. При этом ключевые задачи, которые стояли перед новым правительством,— выполнение программ социально-экономического развития и рост качества госуправления — также не отменялись. При всех ожиданиях резкой милитаризации экономики и перевода ее в 2022–2023 годах в мобилизационный режим этого не произошло, Белый дом и в чрезвычайных условиях пандемии работал в основном в стандартных, а не чрезвычайных режимах.
То, что в нынешнем мае более или менее серьезных обсуждений возможности назначения вместо команды Мишустина в правительство какой-то другой команды просто не было, во многом результат именно этого обстоятельства: «стабильность», сопровождающаяся развитием, а не стагнацией, в исполнительной власти в последние годы не лозунг, а реальность, которую власть в целом менять ни на что не готова.
Сам Михаил Мишустин характеризовал результат четырехлетней работы правительства под его руководством как удавшееся смягчение периода адаптации экономики в условиях турбулентности и формирование основы для дальнейшего роста — подробно об итогах деятельности кабинета премьер отчитывался в Госдуме в апреле (см. «Ъ» от 3 апреля). В части госуправления, как отмечал президент на недавней встрече с членами правительства перед его отставкой (см. «Ъ» от 7 мая), проведена «системная работа по внедрению современных подходов, цифровых технологий». Напомним, среди принятых мер — цифровизация и унификация работы межведомственного и внутриправительственного взаимодействия, внедрение автоматических методов разрешения внутренних разногласий при принятии разного рода решений, в частности оперативных мер реагирования, а также донастройка бюджетного процесса — доработка электронного бюджетного контура, запуск системы казначейских платежей, унификация подходов к распределению субсидий, переход от федеральной адресной инвестиционной программы на реестровую модель управления госстройками.
Отметим, что все это проектные составляющие работы Белого дома, которые «выносятся на флаг». Подавляющее большинство остальных составляющих правительства Михаила Мишустина, задач и проектов, реализуется в фоновом, рутинном режиме, и то, что за последние четыре года в Белом доме ни разу не происходило ничего, что можно было бы хотя бы с отдаленной достоверностью назвать «правительственным кризисом», говорит об очень высоком качестве выполнения этой работы.
Задачи нового состава кабинета уже в целом определены на перспективу и до 2030, и до 2036 годов — уже 7 мая президент подписал указ о национальных целях на этот период, в котором сформулированы приоритетные направления: сохранение населения, повышение благополучия и поддержка семей, реализация потенциала людей, комфортная и безопасная среда для жизни, устойчивая и динамичная экономика, технологическое лидерство, цифровая трансформация госуправления, экономики и соцсферы, а также экологическое благополучие (см. «Ъ» от 8 мая). Среди поставленных задач — сокращение неравенства, снижение уровня бедности до менее 7%, рост инвестиций к 2030 года минимум на 60% к уровню 2020 года.
В краткосрочной перспективе одной из ключевых задач правительства станут изменения в налоговых ставках, предполагающие перераспределение налогового бремени на граждан и бизнес с высокими доходами — параметры, как отмечал и. о. главы Минфина Антон Силуанов, планируется начать обсуждать с бизнесом и парламентом на следующей неделе. Отметим, впрочем, что и персональный состав правительства, и возможные структурные изменения в нем вряд ли принципиально изменят характер его работы — дело в изменившихся и стабилизировавшихся практиках работы Белого дома, а не в персоналиях.
Сохранение господина Мишустина в качестве руководителя исполнительной ветви власти в РФ с высокой вероятностью означает, что и основные паттерны ее работы будут развиваться в прежнем ключе.
На уровне правительства это означает продолжение выстраивания доказательной госполитики на основе данных за счет широкой, многоуровневой и взаимоувязанной информатизации и цифровизации, поддержание госрегулирования в актуальном и способствующем выполнению стратегических задач состоянии, развитие «сервисного государства», ориентированного на автоматическое решение типовых задач граждан и бизнеса — и в целом эволюцию в направлении «умного регулирования», способного адаптировать свои механизмы ради достижения долгосрочных ориентиров в меняющейся обстановке.