Экранные страсти

Европа готова к финалу «Евровидения»

После двух полуфиналов 68-го конкурса эстрадной песни, который проходит в Мальме, обойма фаворитов зрителей и букмекеров изменилась, но лидер остался прежним. Рассказывает Игорь Гаврилов.

Выступление израильтянки Эден Голан

Фото: Leonhard Foeger, Reuters

С каждым следующим «Евровидением» зрелище, которое видят люди в зале, и картинка для телеаудитории все больше различаются. В последние несколько лет постановщики «Евровидения» поставили себе цель не просто качественно отснять концертные номера, но сделать из каждого выступления видеоклип, рождающийся в прямом эфире, а это разные вещи. Отсюда — все больше элементов, которые людям на трибунах и танцполе просто не видны: от анимации поверх картинки до спецэффектов, склеек, переходов и затемнений, которые можно создать на монтажном столе, но вряд ли в прямом эфире.

Например, в номере украинок alyona alyona и Джерри Хейл исполнительницы ложатся на подмостки, которые являются сверхчетким экраном, и когда на него проецируют изображения других лежащих женщин, сложно разобрать, где певицы, а где картинка. Зрители в танцпартере этого не видят, удовольствие от трюка доступно только тем, кто сидит дома у экранов.

В номере одного из фаворитов букмекеров Немо (Швейцария) свет и крутящиеся платформы, на которых балансирует певец, сопровождают практически оперное исполнение, в котором демонстрация солидного вокального диапазона дополнена рэпом. При этом сам Немо — небинарная персона в балетной пачке, чем-то похожая на нашего соотечественника Шарлота. То есть в одной песне-аттракционе совмещены постановочные эффекты, несколько музыкальных жанров, мощный вокал и иллюстрация ценностей конкурса.

Это и есть принцип большинства номеров состязания: упаковать в три с половиной минуты несколько хитовых песенных крючков, сценические гэги, тщательно продуманное видео, дым-огонь и что-то социально значимое (но ни в коем случае не политическое).

Выступление швейцарца Немо

Фото: Leonhard Foeger, Reuters

Возможно, самый яркий номер нынешнего конкурса — песня чешской участницы Айко «Pedestal». Айко, кстати, родилась в Москве. В «Pedestal» громкий рок с элементами инди оформлен в духе самых передовых технических решений как на сцене, так и в эфире. Четыре параллелепипеда, подвешенные на тросах, транслируют изображения аккомпанирующей группы (этот элемент шоу напоминает последний тур Роджера Уотерса). Экран-задник превращается в панораму жилого дома-многоэтажки, в каждом окне которого — силуэты конфликтующих пар (песня посвящена токсичным отношениям). Пылает натуральный огонь. В какой-то момент музыка умолкает, а ругань теней за окном выводится на главную экранную поверхность.

Несмотря на ураганную драматургию номера, Айко в финал не прошла. Так что у российских зрителей, имеющих возможность смотреть конкурс, например в YouTube, болеть за нее не получится. Но зато можно поддерживать израильтянку Эден Голан, которая прожила в России 13 лет и принимала здесь участие во множестве эстрадных конкурсов. В списке конкурсантов с самыми большими шансами на победу, которые составляют букмекеры, израильтянка сейчас на втором месте. И это при том, что ее попадание в финал было под большим вопросом, как и само участие страны в конкурсе. Вокруг израильской заявки развернулись настоящие баталии, и Эден Голан вошла в число конкурсантов, лишь изменив название песни и часть текста. Болеть за нее будут и в Латвии. Родственники певицы по отцовской линии — рижане.

Выступление чешки Айко

Фото: Leonhard Foeger, Reuters

Уже после квалификации Эден Голан по окончании второго полуфинала пропалестински настроенные горожане, преимущественно выходцы из стран Ближнего Востока, вышли на улицы Мальме с антиизраильскими транспарантами. Для поддержания порядка в городе работает не только шведская, но и датская и норвежская полиция. Власти Израиля предупредили своих граждан, болельщиков «Евровидения», что находиться на улицах Мальме опасно. На день финала назначен очередной марш протеста.

В общем, как бы Европейский вещательный союз ни уверял, что на «Евровидении» нет места политике, международная обстановка диктует свои правила всем.

По итогам двух полуфиналов в субботнем поединке в Мальме сразятся представители Украины, Люксембурга, Нидерландов, Израиля, Литвы, Эстонии, Ирландии, Латвии, Греции, Норвегии, Сербии, Финляндии, Португалии, Армении, Кипра, Швейцарии, Словении, Хорватии, Грузии и Австрии, а также хозяйка конкурса Швеция и страны—основательницы конкурса — Франция, Великобритания, Германия, Италия и Испания.

Пятерка лидеров, по прогнозам букмекерских контор, выглядит следующим образом. На пятом месте — ирландский дуэт Bambie Thug с устрашающим готик-роковым номером «Doomsday Blue». На четвертой позиции — Франция. Певец алжирского происхождения Слиман представил на конкурсе стандартную французскую балладу с неожиданным заголовком «Mon Amour». На третьем месте — Немо из Швейцарии. И с большим отрывом от них в списке — Эден Голан и хорват Baby Lasagna (см. «Ъ» от 7 мая), чьи позиции после этапа полуфиналов только упрочились.

Фотогалерея

Как прошел первый полуфинал конкурса

Смотреть

Вся лента