Курская область теряет голову
Губернатор Роман Старовойт может возглавить Минтранс РФ
Губернатор Курской области Роман Старовойт рекомендован на пост министра транспорта. Это следует из нового состава правительства, который его глава Михаил Мишустин внес на рассмотрение Госдумы. Министра транспорта Виталия Савельева планируют назначить профильным вице-премьером. Эксперты позитивно оценивают приход господина Старовойта в Минтранс, но считают, что ошибка в выборе нового главы региона может привести к серьезным издержкам в приграничном регионе.
О том, что глава Курской области Роман Старовойт может возглавить Минтранс, стало известно вчера после внесения премьером Михаилом Мишустиным нового состава правительства на рассмотрение в Госдуму. Все кандидатуры будут рассмотрены 13 и 14 мая. В случае одобрения будет подписан указ президента РФ Владимира Путина о назначениях на эти должности. Выборы губернатора Курской области в случае перехода господина Старовойта в правительство пройдут в сентябре в единый день голосования, сообщил зампредседателя ЦИКа Николай Булаев. Министра транспорта Виталия Савельева планируют назначить профильным вице-премьером.
«В 2012–2018 годах он (Роман Старовойт.— "Ъ-Черноземье") руководил Росавтодором, в 2019 году возглавил подгруппу "Безопасные и качественные дороги и дорожная деятельность" по подготовке президиума Госсовета по транспорту. Знает отрасль изнутри. Кроме того, Роман Старовойт имеет большой политический и управленческий опыт, который будет полезен в работе на посту главы одного из ключевых федеральных министерств»,— сообщил пресс-секретарь главы правительства Борис Беляков.
Роман Старовойт возглавил Курскую область в октябре 2018 года (без приставки врио — 16 сентября 2019 года) после того, как прежний глава региона Александр Михайлов, бессменно руководивший регионом 18 лет, ушел в отставку. С 2010 по 2012 год Роман Старовойт был замом директора департамента промышленности и инфраструктуры аппарата правительства РФ. В ноябре 2012-го был назначен руководителем Федерального дорожного агентства. С 1 октября 2018 года стал замминистра транспорта РФ.
За годы руководства областью Романом Старовойтом ее население снизилось на 5,4% — с 1,12 млн человек на начало 2018 года (45-е место среди субъектов РФ) до 1,06 млн человек на начало 2024 года (47-е). Рождаемость уменьшилась на 22,8% — с 9,2 на 1 тыс. населения за 2018 год (73-е) до 7,1 за 2023-й (67-е место). Смертность за тот же период снизилась на 5,8% — с 15,4 на 1 тыс. населения (74-е место) до 14,5 (68-е).
Уровень безработицы уменьшился на 1,6 п. п.— с 4,0% по итогам 2018 года (70-е место) до 2,4% по итогам 2023-го (65-е). Среднемесячная зарплата выросла в 1,8 раза — с 29,9 тыс. руб. в 2018 году (60-е) до 53,1 тыс. руб. в 2023-м (49-е место). Средние пенсии за тот же период увеличились в 1,6 раза — с 12,2 тыс. руб. (68-е место) до 19,1 тыс. руб. (70-е).
Валовой региональный продукт Курской области в 2018–2023 годах вырос с 451 млрд руб. до 796,5 млрд руб. (прогноз). В 2018 году в области был исполнен бюджет из расчета доходов 56,6 млрд руб., расходов — 54,7 млрд руб. (профицит — 1,9 млрд руб.). Прогнозируемый общий объем доходов области в 2024 году составляет 83,2 млрд руб., расходов — 88,7 млрд руб., дефицит — 5,5 млрд руб. Индекс промышленного производства в 2018 году составлял 100,9%, в 2023 году — 109,6%.
Количество зарегистрированных преступлений в Курской области выросло с 733 на 100 тыс. человек за 2018 год до 1212 за 2023-й.
В отрасли возможность такого назначения якобы обсуждается уже больше месяца, говорят источники «Ъ». Научный директор института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин возможный приход господина Старовойта в Минтранс оценил «позитивно». «Он хорошо ориентируется во всех проблемах на местах, при этом оставаясь абсолютно в федеральной повестке,— говорит эксперт.— Он уже успел поработать в бедном регионе, где частенько приходилось проявлять изобретательность и находчивость, чтобы найти финансирование, к примеру, на дороги и общественный транспорт. Он знает проблемы небогатых регионов изнутри».
По мнению политолога Владимира Слатинова, уход Романа Старовойта из Курской области стал «скорее неожиданным». «Но не нужно забывать, что он, как и любой губернатор “новой волны”, по умолчанию был ориентирован на то, чтобы вернуться в федеральные органы власти с повышением. Этому в итоге содействовал лоббизм крупных федеральных игроков и позитивная оценка работы “на земле”»,— пояснил господин Слатинов. Среди главных достижений Романа Старовойта, поспособствовавших выдвижению его кандидатуры на пост министра, эксперт отметил идею транспортной реформы, озвученную главой региона практически сразу же после приезда, и открытие мемориального комплекса «Курская битва» в поселке Поныри в прошлом году, на котором лично присутствовал Владимир Путин.
Кого могут направить в регион вместо Романа Старовойта, господин Слатинов предположить затруднился. «Сила давления лоббистов в сочетании с позитивным имиджем помогла убедить Кремль, что выстроенная Романом Старовойтом система реагирования на вызовы СВО работает почти автоматически и его отъезд не будет критически опасным. Однако ошибка выбора может привести к серьезным издержкам для региона в вопросе стабильности и управляемости. Такие риски есть в случае выбора внешнего кандидата. Если выберут кого-то из региона, то риски меньше, но это противоречит существующей практике рекрутинга губернаторов»,— заключил эксперт.