Трофейный показ
Юлия Юрасова о пиратстве официальных платформ
В борьбе российских видеохостинговых платформ за аудиторию пиратских сайтов появляются новые инструменты. Например, RuTube недавно стал продвигать свою платформу, используя образы из фильмов «Барби», «Оппенгеймер» и «Дюна» в наружной рекламе. В рекламном сообщении, размещенном в столичном метрополитене, подчеркивается, что можно «смотреть бесплатно и без рекламы». На самой картинке — узнаваемые образы из вышеуказанных картин: фрагмент с ядерным взрывом и человеком в шляпе (подпись — «драмы»), куклы в розовой машине («комедии»), пустыня («фантастика»). В RuTube воздержались от комментариев в отношении рекламной кампании.
Надо признать, что история с продвижением платформ с помощью фильмов, не допущенных правообладателями к показу в России, не нова. Но раньше маркетинговое поле ограничивалось интернетом. Например, в прошлом году в социальных сетях можно было обнаружить рекламу «VK Видео» с подписью в стиле: «Смотрите в мобильном приложении — "Оппенгеймер"».
Администрации всех площадок подтверждали, что без требований правообладателей удалять контент, загруженный пользователями, не могут, да и не должны. Но после первых осторожных шагов платформы поняли, что реакции со стороны властей на нелегальное использование зарубежных кинолент нет. Ни от Минкульта (борется с параллельным прокатом в кинотеатрах), ни от Роскомнадзора (штрафует платформы за ненадлежающую маркировку фильмов) движений против видеохостингов замечено не было. Отвечающая за регулирование рекламы Федеральная антимонопольная служба также пока претензий не высказывала.
Напрашивается вывод: а может быть, все это совершенно легально? И пожалуй, с точки зрения российского законодательства это действительно так. Для подтверждения теории стоит обратить внимание на классификацию контента на RuTube. Да, вы можете найти много новинок того же Netflix и Amazon Prime, но ни в одной не поднимается, например, тема сексуальных меньшинств. Еще в 2023 году негодование легальных платформ вызвали новости о планах Минцифры разблокировать пиратские сайты. Условие было предельно простым — контент не должен быть представлен в российских онлайн-кинотеатрах, находиться в прокате, содержать экстремистские материалы и пропаганду ЛГБТ. Этот принцип, вероятно, и взяли на вооружение RuTube, «VK Видео» и, например, «Царьград».
Ситуация беспокоит онлайн-кинотеатры: они опасаются, что видеохостинги не остановятся на зарубежных новинках. Да и офлайн-кинотеатры вряд ли довольны. Но те законы и правила, на которые сейчас обращают внимание власти, видеохостинги не нарушают. Как они будет отвечать перед правообладателями в случае их возвращения, конечно, вопрос. Пока участники рынка отвечают на него так: «На войне все средства хороши».