Водителей обяжут разоблачиться перед камерами
Правительство поддержало законопроекты в области дорожного движения
Правительство в понедельник поддержало законопроекты, которые вносят коррективы в жизнь российских автомобилистов. Вдвое — с 100 тыс. до 200 тыс. руб. вырастет минимальная сумма ущерба, которую возмещает страховая компания при оформлении аварии европротоколом без участия ГИБДД. Страховщики в связи с поправками уже опасаются роста мошенничества и просят открыть им доступ к дорожным камерам. Неизвестно, готовы ли пойти на это власти, но любителей скрывать номера от камер с помощью специальных рамок ждет ужесточение санкций: таких водителей будут безальтернативно лишать прав, а устройства конфисковать.
Один из законопроектов, одобренный правительственной комиссией по законопроектной деятельности, внесен в Госдуму представителями фракции «Новые люди» в 2023 году.
Депутаты предложили поднять с 100 тыс. до 200 тыс. руб. минимальный размер страхового возмещения убытка при оформлении аварии без вызова ГИБДД на место происшествия — в рамках европротокола.
Напомним, если участники ДТП не имеют разногласий и сфотографировали место аварии с помощью специального приложения, страховщик компенсирует ущерб на 400 тыс. руб. но если эти условия не выполнены, то лимит уменьшается вчетверо. Это и есть минимальная сумма, о которой идет речь. Ее размер не менялся с 2018 года, обращают внимание депутаты, при этом в сентябре 2022 года коридор базового тарифа ОСАГО (возможность для страховых компаний повышать и понижать базовую стоимость полиса в рамках определенного диапазона) для большинства категорий автовладельцев расширился на 26%. Инфляция же в 2018–2023 годах составила и вовсе 34%. Увеличение лимита приведет к росту числа водителей, оформляющих ДТП европротоколом, прогнозируют авторы инициативы, а это, в свою очередь, сэкономит время граждан, сократит пробки и позволит эффективней использовать личный состав ДПС.
Отметим, согласно недавно опубликованным данным МВД, доля оформляемых европротоколом мелких аварий сократилась с 40% в 2021 году до 34% по итогам 2023 года (“Ъ” подробно рассказывал об этом 27 апреля 2024 года).
Правительство поддержало поправки «концептуально», призвав доработать документ. Оформление аварий без ГИБДД несет повышенный риск мошенничества, напомнили чиновники, это приводит к убыткам для страховых компаний и снижению заинтересованности бизнеса участвовать в ОСАГО. Российский союз автостраховщиков (РСА) ранее публиковал данные о регионах, где доля ДТП, оформляемых без вмешательства сотрудников ГИБДД, заметно выше, чем по стране (в их числе, например, Чечня, Дагестан), что косвенно говорит о высоком уровне мошенничества на дорогах с целью имитации аварий и получения денег со страховщиков. Компаниям необходим доступ к большому количеству документов и информации о ДТП, считают в правительстве, не конкретизируя, о какой информации идет речь. Нужно облегчить доступ к данным с дорожных камер фото- и видеонаблюдения, пояснили “Ъ” в РСА. Такой эксперимент, напомним, уже проводится в Москве: столичный ЦОДД предоставляет страховым компаниям видеосъемку ДТП с камер на МКАД (в 2023 году было передано более 900 видеозаписей).
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков предложение о повышении лимита назвал «позитивной новостью», но напомнил, что европротокол работает, только если у обоих (или нескольких) участников ДТП есть ОСАГО. «А если виновник без полиса, то потерпевший водитель, даже имея полис ОСАГО, не сможет получить возмещение. В этом случае одна дорога — в суд»,— говорит эксперт. «Давно пора ввести новый порядок. Чтобы страховая сначала возмещала ущерб по приобретенному полису ОСАГО, а уж затем требовала от виновника ДТП, не имеющего полис, возмещения ей этих средств,— призывает господин Кадаков.— У страховой всяко больше для этого опыта, сил и юридических возможностей, нежели у простого автомобилиста». Страховщик может взыскивать средства в рамках регрессного иска, добавляет депутат Госдумы Ярослав Нилов.
Другой законопроект, одобренный правительством, напрямую с ОСАГО не связан, но в перспективе поможет усилить контроль наличия полисов автогражданки через камеры, когда эту функцию запустит ГИБДД (это обсуждается не первый год).
Еще в январе, рассказывал “Ъ”, МВД предложило поправки к ст. 12.2 КоАП, усиливающие наказание для водителей, скрывающих номерные знаки от камер.
В отдельный состав выделяются случаи использования специальных рамок, которые при помощи пульта переворачивают номер в момент проезда под камерой. Такие устройства есть в открытой продаже, в том числе на маркетплейсах, за 8–10 тыс. руб. Если приспособление обнаружит инспектор ГИБДД, оно будет конфисковано, а на водителя составят материал в суд для лишения прав на срок до полутора лет. Сейчас за это нарушение также лишают водительского удостоверения, но есть альтернативное наказание: штраф в размере 5 тыс. руб. может назначить инспектор. Усиление санкций коснется также водителей, которые попытаются проехать бесплатно по платным дорогам без шлагбаумов с системой «Свободный поток» (М-12, ЦКАД) и избежать полуторатысячного штрафа за неоплату, на что давно жалуется госкомпания «Автодор».
В пояснительных материалах МВД приводит данные о том, что число выявляемых нарушений (умышленное скрытие номеров) выросло с 70 тыс. в 2018 году до 111 тыс. в 2023 году. Поддержанные правительством поправки также вводят безальтернативное лишение прав для тех, кто повторно в течение года ездил без номеров или с «применением материалов», препятствующих их прочтению (в том числе с наклейками на буквы, делающими их невидимыми для камер).