Первый залп

14 мая 1704 года началась традиция салютов с Государева бастиона

320 лет назад в Петербурге отметили салютом одну из важных побед в Северной войне.

1704 год. Гравюра П. Пикарта «Первый вид Петербурга». Панораму города дополняют несколько салютующих больших и малых судов на Неве

Фото: Wikipedia

Конфузия и виктория

Залп орудий был дан в честь победы русского оружия на Чудском озере, ставшей важным шагом к реваншу в Северной войне. Одержать победу над войском шведского короля Карла XII для Петра было делом чести после позорного поражения, вошедшего в историю под названием «Нарвская конфузия». Дело было не столько в самом поражении, сколько в его обстоятельствах: шведская армия была в четыре раза меньшей русской, а командовал ею 18-летний король Карл, не имевший за плечами каких-то военных достижений.

«Взятие Нарвы 9 августа 1704 года». Художник Александр Коцебу (1815–1889)

Фото: Wikipedia

Победа, одержанная в мае 1704 года на реке Амовже, впадающей в Чудское озеро, потом будет названа «Виктория на Чюцком озере». Она воодушевила Петра на создание в России отдельного рода войск — морской пехоты. Эта победа была важна и сама по себе, и как предвестник будущего взятия Нарвы, которая, оставшись без возможности получать подкрепление и провизию, пала в августе того же года. Еще раньше был взят Дерпт, он же — город Юрьев, основанный князем Ярославом Мудрым. Эстляндия стремительно переходила под контроль русских войск.

Неудивительно, что именно знаковая победа на Чудском озере стала поводом для первого торжественного залпа орудий с Государева бастиона Петропавловской крепости. Все последующие победы — при Гангуте, Гренгаме, под Полтавой — также отмечались орудийными салютами.

С Государева бастиона салюты производили не только в честь военных достижений. Зоревая пушка стреляла при рождении наследников престола, во время визитов важных зарубежных гостей, в день свадьбы Петра I и Екатерины. Справедливости ради надо сказать из пушек Петропавловки палили и раньше, с самого основания города. Все-таки Петр имел звание капитана-бомбардира и был офицером артиллерии. Но залпы, извещавшие горожан о начале и конце рабочего дня, а еще о наводнениях, торжественными не были. Они, кстати, никуда не делись и сохранялись в Петербурге еще почти сто лет.

Особенно часто стреляли при Екатерине II

Традиция торжественных залпов продолжилась и после смерти Петра. Его преемники на императорском троне все так же отмечали салютом победы русского оружия. По-прежнему встречали пальбой из пушек рождение наследников и визиты высокопоставленных гостей из-за границы. Особенно часто орудия Петропавловской крепости стреляли при Екатерине II, на период правления которой приходятся десятки побед русских войск на полях сражений.

Традиция оборвалась в конце века. Взошедший на престол в 1796 году Павел I решил прекратить традицию утреннего и вечернего орудийного залпа с Государева бастиона. Пушки Петропавловской крепости замолчали почти на 70 лет.

Однако салют в честь значимых событий все-таки сохранился. Его производили из пушки, установленной в центральном дворе Адмиралтейства. Эта верфь была также и второй крепостью Петербурга, всего на год моложе крепости Петропавловской.

«Орудийная газета Петербурга»

В Петербурге полуденный выстрел появится теперь только в 1865 году. Но не молчали пушки в других городах Российской империи. Так, о наступлении полудня возвещали залпы с бастионов крепостей в Севастополе и Николаеве. Приказ об этом отдал командующий Русским черноморским флотом адмирал Алексей Грейг. В его распоряжении указывалось, что ежедневный полуденный орудийный выстрел необходим для сверки «корабельных, адмиралтейских и церковных часов». Собственные часы тогда были далеко не у всех, а время надо было узнавать.

1861 год. Вид с башни Адмиралтейства на акваторию Невы и Петропавловскую крепость. В левом нижнем углу фотографии — сигнальная пушка Адмиралтейства

Фото: Wikipedia

Прошло еще полвека, и в 1865 году этот обычай уже как «новацию» переняли в Петербурге при царе-реформаторе Александре II. Сигнальная пушка, установленная во дворе Адмиралтейства, выстрелила в полдень 6 февраля 1865 года. Через семь лет, в 1872 году, такую же 60-фунтовую пушку весом 400 пудов на стопудовом лафете установили на Нарышкином бастионе Петропавловской крепости.

Пушка была соединена с особыми часами центральной телеграфной станции, которые, в свою очередь, были связаны с часами Пулковской обсерватории. С Нарышкина бастиона полуденный выстрел производится и по сей день.

Краевед Петр Столпянский еще в 1918 году сообщал: «С 1735 года пушка регулярно изо дня в день извещала и извещает петербуржцам 12 часов». Следом за ним Юрий Тынянов писал в «Смерти Вазир-Мухтара» (речь идет о событиях 1828 года): «Пушки Петропавловской крепости — орудийная газета Петербурга. Они издавна вздыхают каждый полдень и каждое наводнение. На миг в Петербурге все торопеют. В жизнь каждой комнаты и канцелярии вторгается пушечный выстрел. Краткий миг изумления кончается тем, что взрослые проверяют часы, а дети начинают бессознательно играть в солдатики. Привычка эта так сильна, что, когда начинается наводнение, чиновники бросаются переводить часы».

Боевой выстрел и последний император

Гаубицы Нарышкина бастиона императору Николаю II, последнему из Романовых, послали знак. Как оказалось, он не предвещал ничего хорошего. По словам главного научного сотрудника Музея истории Санкт-Петербурга Марины Логуновой, во время водосвятия в Крещенье в 1905 году вместо обычного холостого выстрела был дан боевой залп. И этот выстрел убил человека — городового по фамилии Романов. Конечно, император был сильно напуган этим происшествием.

1905 год. «Полдень, выстрел из сигнальной пушки». Вид с Дворцовой набережной

Фото: фотоателье Карла Буллы/Wikipedia

Очевидец этих тревожных событий генерал-лейтенант Александр Мосолов, занимавший тогда должность начальника канцелярии Министерства императорского двора, позже вспоминал: «В день Крещения, 6 января, государь с блестящей свитой, предшествуемый духовенством и митрополитом, вышел из Зимнего дворца и отправился к беседке, устроенной на Неве, где происходило водосвятие. Началась торжественная служба, и был дан с Петропавловской крепости обычный салют орудийными выстрелами. Во время салюта неожиданно для всех упали — как на павильон, так и на фасад Зимнего дворца — крупные картечные пули. В беседке потом насчитали пять пуль, из коих одна просвистела совсем рядом с государем…»

В следующий раз боевыми снарядами эти же орудия стреляли уже во время октябрьской революции 1917 года. Зимний дворец был тогда обстрелян из орудий Петропавловской крепости непосредственно после холостого сигнального выстрела с «Авроры». Впоследствии этот революционный обстрел ошибочно примут за стрельбу с крейсера «Аврора», который этого сделать на самом деле не мог бы из-за своей диспозиции на Неве.

1974 год. Выстрел полуденной пушки

Фото: Илья Наровлянский/pastvu.com

Вновь ежедневно сверять часы по залпу пушки Петропавловской крепости жители Ленинграда стали с 1957 года. Залпы давали тогда из гаубиц, защищавших город во время блокады. Орудия заменили в 2002 году, но вовсе не потому, что они пришли в негодность. Как отмечал заместитель директора Музея истории Санкт-Петербурга Сергей Кондратьев, смена орудий была произведена потому, что кончился боезапас гаубиц, стоявших внизу у Нарышкина бастиона.

Май 2020 года. Празднование Дня города

Фото: Иван Петров, Коммерсантъ

В наше время залпы со стен Петропавловской крепости — не только визитная карточка Петербурга, но и памятная награда выдающимся людям. Почетные граждане города, главные конструкторы предприятий, политики, артисты и даже телезвезды давали в Северной столице сигнал точного времени. Этот выстрел давно уже стал таким же символом города, как белые ночи или разводные мосты.

Анна Кашурина

Вся лента