Эмирная инициатива

Правитель Кувейта попытался найти выход из политического тупика

В Кувейте сформировано новое правительство. Соответствующее решение эмир Машааль аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах принял через несколько дней после того, как распустил Национальное собрание — парламент страны, отправил в отставку кабинет министров, а также приостановил действие пяти статей конституции. При этом расширились полномочия и самого эмира, и назначаемых им министров. В регионе опасаются за судьбу «демократического эксперимента» в Кувейте — стране, которая заметно выделяется на фоне остальных монархий Персидского залива.

Эмир Кувейта Машааль аль-Ахмад аль-Джабер ас-Сабах

Фото: Jaber Abdulkhaleg / AP

С 2006 года правители Кувейта распускали парламент 12 раз, майский роспуск стал 13-м по счету — и вторым за последние полгода. Нынешний состав парламента был сформирован по итогам выборов, состоявшихся в апреле. Мотивируя решение распустить законодательный орган, эмир шейх Машааль аль-Ахмед ас-Сабах заявил: «Вместо того чтобы стать местом для практики истинной здоровой демократии, парламент стал ареной всего незнакомого, несправедливого, нежелательного или неприемлемого».

«У нас не осталось другого выбора, кроме как принять это трудное решение, чтобы спасти страну и защитить ее высшие национальные интересы и ресурсы нации,— сказал эмир.— Я не допущу... чтобы демократию использовали для разрушения государства».

Согласно законодательству, в отставку было отправлено и правительство страны.

Эмир также заявил, что приостанавливает действие пяти статей конституции «на срок не более четырех лет». Среди них норма о том, что после роспуска новый состав парламента должен быть сформирован в течение двух месяцев. Также временно заморожена норма о разработке и принятии законов, теперь законами будут считаться указы эмира.

12 мая эмир назначил новое правительство, а также уточнил, что передает ему ряд законодательных функций Национального собрания. Премьером стал племянник эмира шейх Ахмед Абдулла ас-Сабах. Свои посты сохранили министры нефти, финансов и иностранных дел.

Де-факто приостановка полномочий парламента и решение править посредством указов может означать временное прекращение «демократического эксперимента» в Кувейте.

С момента обретения независимости в 1961 году в Кувейте действует Национальное собрание. 50 его членов избираются на всеобщих выборах, что для региона — случай уникальный. При этом на заседаниях собрания по большинству вопросов могут голосовать и члены правительства, которых назначает эмир.

Судебная ветвь власти в стране также более независима, нежели в других арабских странах. Так, в 2012 году Верховный суд Кувейта постановил, что решение эмира Сабаха аль-Ахмеда ас-Сабаха распустить парламент противоречило конституции.

Такой гибридный формат помог Кувейту в 2011 году сдержать «арабскую весну»: парламент аккумулировал недовольство и позволил перенести его с улиц в стены Национального собрания.

Политический кризис в Кувейте резко усилился в июне 2022 года, когда исламская оппозиция получила большинство в парламенте — 29 из 50 мест. После этого ни одно заседание Национального собрания не проходило без споров с министрами, назначенными эмиром.

Действующий эмир шейх Машааль пришел к власти в декабре прошлого года, после смерти своего предшественника шейха Сабаха аль-Ахмеда ас-Сабаха, который сначала 40 лет представлял Кувейт в качестве главы МИДа, а затем был эмиром в течение 15 лет.

За полгода правления новый эмир уже дважды успел отправить в отставку правительство (а значит, и распустить парламент). 13-й роспуск Национального собрания вызвал опасения, что теперь руководство страны может потерять терпение и отказаться от выборов в стране, то есть сделать Кувейт такой же монархией, как, например, Саудовская Аравия или Оман.

Эльнар Байназаров

Вся лента