Консультации на верхнем уровне
Совет федерации заслушал кандидатов в силовые министры
В соответствии с новой конституционной процедурой, в понедельник в Совете федерации (СФ) прошли консультации с кандидатами на посты министров иностранных и внутренних дел, юстиции и чрезвычайных ситуаций Сергеем Лавровым, Владимиром Колокольцевым, Константином Чуйченко и Александром Куренковым, а также выдвинутым на пост министра обороны бывшим первым вице-премьером Андреем Белоусовым. Они ответили на вопросы сенаторов как публично, так и в формате закрытого разговора. Вместе с ними выступил и номинант на пост главы Счетной палаты Борис Ковальчук. Консультации сенаторов с остальными претендентами на переназначение — руководителями ФСБ, СВР, Росгвардии, ФСО и главного управления спецпрограмм президента — прошли сугубо за закрытыми дверями.
Череду консультаций открыл комитет СФ по международным делам, рассмотревший кандидатуру Сергея Лаврова на пост главы МИДа, который он занимает с 2004 года. Как заявила спикер верхней палаты Валентина Матвиенко, парламентарии рады пролонгации его полномочий, поскольку господин Лавров имеет «огромный» дипломатический опыт и хорошо известен за рубежом. «В такое время очень важно, чтобы во главе нашего очень мощного МИДа стоял многоопытный, проверенный, надежный человек и такой настоящий патриот»,— отметила госпожа Матвиенко.
Оренбургский сенатор Елена Афанасьева задала кандидату вопрос о том, представляет ли опасность для РФ июньская конференция в Швейцарии. В ответ и. о. министра заявил, что она призвана «сформулировать ультиматум» для России и речи о переговорах на ней не идет — только о «формуле мира» украинского президента Владимира Зеленского. Все остальные инициативы, в том числе Китая, ЮАР, Бразилии и Лиги арабских государств, с точки зрения европейской дипломатии, якобы «исчезли», посетовал Сергей Лавров: «Если Запад хочет биться на поле боя, как они говорят,— пожалуйста». Россия же готова к переговорам только на основе признания «сложившихся реальностей», еще раз подчеркнул и. о. министра. Он напомнил, что в 2022 году в Стамбуле стороны были «в шаге от того, чтобы подписать парафированный документ и закончить СВО», причем «на очень выгодных для Украины условиях».
«Теперь уже понятно, что тот случай был последним, когда российское руководство решило вопреки многочисленным предыдущим обманам со стороны Запада все-таки поверить и проявить добрую волю. Опять обманули. Опять заставили воевать»,— резюмировал господин Лавров.
Закрытая часть консультации заняла около получаса, после чего перед журналистами выступил председатель комитета Григорий Карасин. По его словам, сенаторы задавали Сергею Лаврову вопросы про отношения с ближним зарубежьем, кавказскими государствами, о так называемой евразийской безопасности, украинском кризисе и поведении Запада. В результате получилась «живая дискуссия», отметил сенатор.
Следом комитет по обороне и безопасности рассмотрел представление бывшего вице-премьера Андрея Белоусова на пост министра обороны. Валентина Матвиенко отметила, что чиновник «прошел очень серьезную школу» и его кандидатура — это «очень удачный выбор президента». Бюджет Министерства обороны вырос до 6,7% ВВП, продолжила спикер, поэтому все, что ведомство «заказывает на такие большие средства», должно «координироваться с возможностями экономики». Второе, чем господину Белоусову предстоит заниматься на посту министра,— внедрение в армии новых технологий. Госпожа Матвиенко напомнила, что он «гражданский человек», поэтому «все, что касается военной составляющей» останется под руководством Генштаба и верховного главнокомандующего, «ничего в этой части не меняется». «Говоря о необходимости ускоренной поставки в армию новых современных вооружений, технологий и инноваций, подчеркну: я не вижу лучшей кандидатуры, кто мог бы организовать эту работу и добиться результата»,— подытожила Валентина Матвиенко.
Челябинский сенатор Маргарита Павлова поинтересовалась у кандидата в министры, считает ли он принимаемые меры по поддержке участников СВО достаточными. В ответ Андрей Белоусов напомнил, что «всевозможные выплаты» подняли планку минимального заработка бойцов до 200 тыс. руб. в месяц, хотя «люди получают там и гораздо больше».
«Но жизнь не сводится только к денежным выплатам и денежному довольствию, и нам тут есть еще над чем работать»,— признал господин Белоусов.
По его словам, речь идет о выплатах на обеспечение участников СВО жильем и гражданскому персоналу, об избыточной бюрократии и бумажной волоките при подтверждении льгот военнослужащих, от которых нужно избавляться в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия, и, наконец, особенно — о медицинском обслуживании: «Я считаю, абсолютно непорядок, когда участников СВО, которые приезжают в отпуск, гоняют, из гражданских медицинских учреждений отправляют в госпитали, которые часто просто переполнены».
Консультацию с и. о. министра внутренних дел Владимиром Колокольцевым (занимает этот пост с 2012 года) провели совместно комитеты по обороне и безопасности и по конституционному законодательству и госстроительству. И снова первой слово взяла госпожа Матвиенко: она напомнила, что действующий глава МВД «начал работу с рядового милиционера и стал целым министром», поэтому «знает эту систему досконально». «Конечно, есть много проблем в министерстве: и зарплаты не очень высокие, и оснащение, и обеспечение транспортом,— перечислила спикер.— Но я знаю, как Владимир Александрович бьется за свою отрасль».
Отвечая на вопрос омского сенатора Дмитрия Перминова об усилиях по противодействию коррупции, Владимир Колокольцев рассказал, что 75% соответствующих преступлений выявляется сотрудниками МВД и за последний год выявляемость повысилась на 3%.
«Я далек от мысли, что больше взяточников появилось, просто активнее, скорее всего, стали работать»,— заявил он.
В этом же составе сенаторы рассмотрели кандидатуру Константина Чуйченко на должность руководителя Минюста (он занимает ее с 2020 года). Валентина Матвиенко отметила его «широкий» управленческий бэкграунд, а также профессиональные качества как «юриста-правовика на самом высоком уровне». Вопрос в рамках открытой части заседания господину Чуйченко задала ростовский сенатор Ирина Рукавишникова — о перспективах развития портала бесплатной юридической помощи «Вправе.РФ».
Наконец, кандидатуру Александра Куренкова на пост главы МЧС рассмотрели комитеты по конституционному законодательству и по федеративному устройству. Валентина Матвиенко напомнила, что в 2022 году господин Куренков был первым министром, который прошел через консультации в верхней палате, как того требует обновленная Конституция. За это время он прошел «боевую проверку и в наводнениях, и в пожарах, и в землетрясениях» и проявил себя не только как «сильный руководитель», но и как «очень душевный человек», добавила председатель верхней палаты. В рамках открытой части вопрос ему задал курганский сенатор Сергей Муратов — о мерах по оказанию помощи пострадавшим от паводка регионам.
Резюме консультациям с кандидатами в министры подвел глава оборонного комитета Владимир Булавин: со всеми ними у сенаторов «состоялся заинтересованный диалог».
«Кандидаты продемонстрировали знание обстановки по линиям работы, существующие из складывающейся обстановки угрозы и вызовы, методы их парирования и дальнейшего развития ведомств»,— добавил он.
Также на заседании комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам была рассмотрена кандидатура заместителя руководителя контрольного управления администрации президента Бориса Ковальчука на пост главы Счетной палаты (остается вакантным с 2022 года). Валентина Матвиенко отметила его «большой разносторонний опыт», а также посоветовала ему усилить взаимодействие с региональными счетными палатами.
Все остальные консультации, в частности с Александром Бортниковым (ФСБ), Сергеем Нарышкиным (СВР), Виктором Золотовым (Росгвардия), Дмитрием Кочневым (ФСО) и Александром Линецом (главное управление спецпрограмм президента), сенаторы провели за закрытыми дверями. Как пояснила Валентина Матвиенко, консультации продолжатся во вторник на пленарном заседании СФ, после чего информация об этом будет направлена президенту.