Был иранским — стал индийским
Дели взял под контроль стратегический порт в Оманском заливе
Индия и Иран подписали соглашение об эксплуатации находящегося на юге Исламской Республики порта Чабахар. Дели в течение десяти лет будет управлять единственным иранским портом, имеющим прямой выход в Индийский океан и способным стать ключевым связующим звеном между Ближним Востоком и Евразийским регионом. Как ожидается, Чабахар также превратится в транзитный узел международного транспортного коридора «Север—Юг», в реализации которого участвует Россия. Переход порта Чабахар под управление Индии поднимает ставки в ее конкуренции с пакистанским портом Гвадар и китайским проектом «Пояс и путь». Однако проект Чабахара несет и геополитические риски: Госдепартамент США уже пригрозил санкциями его участникам.
Соглашение об эксплуатации стратегического порта Чабахар, расположенного в иранской провинции Систан и Белуджистан, было заключено в ходе начавшегося в понедельник визита в Иран министра портов, судоходства и водных путей Индии Сарбананды Соновала.
В ходе церемонии подписания документа министр дорог и городского развития Ирана Мехрдад Базрпаш назвал порт Чабахар «сверкающим драгоценным камнем на иранском побережье, который может стать современным центром транзита в Ближневосточном регионе и Западной Азии». По словам министра, соглашение с Дели открывает «новый беспрецедентный этап торговых отношений между Ираном и Индией».
Порт Чабахар может сыграть ключевую роль в завершении строительства международного транспортного коридора (МТК) «Север—Юг».
«Значение порта Чабахар выходит далеко за рамки сотрудничества Индии и Ирана, он станет жизненно важной торговой артерией, связывающей Индию с Афганистаном и странами Центральной Азии. Эта взаимосвязь открывает новые возможности для торговли и повышает устойчивость цепочек поставок товаров во всем регионе»,— заявил в ходе церемонии подписания документа Сарбананда Соновал.
Расположенный на Макранском побережье Ирана, рядом с Оманским заливом, порт Чабахар имеет уникальное географическое местоположение. Уступая по размеру крупнейшему порту Исламской Республики Бендер-Аббасу, находящемуся на берегу Персидского залива, Чабахар при этом является единственным иранским портом, имеющим прямой выход в Индийский океан. Он также находится недалеко от Афганистана и стран Центральной Азии, не имеющих выхода к морю.
Учитывая преимущества Чабахара, открывающего доступ в Афганистан, южную часть постсоветского пространства и огромный Евро-Азиатский регион, Индия сделала на него стратегическую ставку еще два десятилетия назад. Переговоры с иранской стороной о совместном развитии порта начались в 2003 году, однако проект был поставлен на многолетнюю паузу в связи с международными санкциями против Тегерана.
Сдвинуть его реализацию с мертвой точки удалось только в 2016 году, в ходе визита в Тегеран премьер-министра Индии Нарендры Моди, который сообщил о намерении Дели вложить $500 млн в сооружение портовой инфраструктуры Чабахара.
В мае 2016 года Индия подписала трехстороннее соглашение с Ираном и Афганистаном о строительстве в порту Чабахар терминала Шахид-Бехешти, который был введен в эксплуатацию в 2018 году. В ходе реализации проекта из Индии в Афганистан через порт Чабахар за последние годы уже было доставлено 2,5 млн тонн пшеницы и 2 тыс. тонн зернобобовых культур.
Однако предыдущее соглашение требовало ежегодного продления и распространялось только на терминал Шахид-Бехешти, но не на весь порт Чабахар.
Новый договор заключен на десять лет, в течение которых управление портом будет осуществлять Индия как главный внешний инвестор.
Ожидается, что общая сумма новых индийских инвестиций в проект в рамках подписанного соглашения составит $370 млн. При этом индийская сторона рассчитывает на то, что в период реализации проекта под ее руководством к развитию Чабахара подключатся и другие страны. «Подписанное соглашение открывает дорогу для более крупных инвестиций в порт»,— заявил, комментируя подписанное соглашение с Тегераном, глава МИД Индии Субраманиям Джайшанкар.
Это первый в истории случай, когда Дели будет управлять иностранным портом. Как отмечает в связи с этим газета Economic Times, это дает Индии геополитическую инициативу, реализация которой будет иметь серьезные региональные последствия. В частности, в Дели рассчитывают на то, что порт Чабахар как связующее звено с Афганистаном, Центральной Азией и большой Евразией сможет составить конкуренцию пакистанскому порту Гвадар и китайской инициативе «Пояс и путь».
При этом и в Дели, и в Тегеране заявляют о планах связать Чабахар с МТК «Север—Юг», который соединит Индию с Россией через Иран.
Напомним, что МТК «Север—Юг» — это мультимодальный маршрут от Санкт-Петербурга до порта Мумбай (Индия) протяженностью 7,2 тыс. км. Существует три маршрута МТК: транскаспийский (с использованием железных дорог и портов), западный и восточный (сухопутные). В мае прошлого года Россия и Иран подписали документы по достройке последнего необходимого участка железной дороги западного маршрута «Север—Юг» — Решт—Астара в Иране.
Индийские промышленники, посещая Россию, активно предлагают поставки через Чабахар, указывая на их высокую рентабельность и быстрые сроки. Так, компания Bharat Freight обещает транспортировку контейнеров через этот порт при поставке из индийского порта Кандла в Москву по цене 240 тыс. руб. за TEU и за 11 дней (при океанской поставке через Суэц — 414 тыс. руб. и более 40 дней). И Иран, и Индия рассчитывают на сотрудничество с Россией по этому порту.
Как заявил президент Ирана Эбрахим Раиси, «путь из порта Чабахар до Каспийского моря, а затем через территорию России и по европейскому маршруту — один из вариантов сотрудничества с такой большой страной, как Российская Федерация». Индия предложила включить Чабахар в восточную ветку коридора «Север—Юг».
Растущее межрегиональное значение проекту МТК придает вовлечение в него все большего числа игроков из соседних регионов, становящихся сообщающимися сосудами. Этот торговый путь рассчитан на транспортировку грузов из Индии и государств Персидского залива в Западную и Северную Европу через территории Ирана, Азербайджана и России, в том числе путем соединения железных дорог этих трех стран.
Основным преимуществом коридора «Север—Юг» называют сокращение сроков доставки грузов в два или три раза.
Как заявил в связи с этим в июне прошлого года в интервью «РИА Новости» секретарь Высшего совета свободных и особых экономических зон Ирана Ходжатолла Абдолмалеки, Иран и Россия будут углублять сотрудничество в сфере свободных экономических зон (СЭЗ), используя иранские порты Энзели и Чабахар. По его словам, российские бизнесмены заинтересованы в совместной работе в СЭЗ в Энзели и Чабахаре и намерены использовать эти порты в рамках МТК «Север—Юг» для транзита товаров из Индийского океана.
Между тем проект Чабахара несет не только новые возможности, но и новые геополитические риски. Комментируя соглашение, подписанное Дели и Тегераном, заместитель официального представителя Госдепартамента США Ведант Пател заявил, что санкции США в отношении Ирана остаются в силе и Вашингтон продолжит их применять. «Любая организация, любой, кто рассматривает возможность заключения деловых сделок с Ираном, должен осознавать потенциальные риски, которым он подвергается, и потенциальный риск санкций»,— предупредил господин Пател.