Торговой войне углубляют траншеи
США объявили о новом повышении пошлин на импорт из Китая
Администрация Джо Байдена сообщила о введении дополнительных пошлин на импорт из Китая. Ограничения затронут поставки в США в «стратегически важных отраслях», суммарно — на $18 млрд. На часть товаров из списка, в частности аккумуляторы и солнечные панели, ставки пошлин будут удвоены и вырастут с 25% до 50%. В отношении электромобилей из КНР тариф вырастет сразу в четыре раза — до 100%. В Белом доме рассчитывают, что эта мера позволит окончательно защитить американских производителей от конкуренции со слишком дешевым китайским импортом.
Президент США Джо Байден объявил о новом раунде повышения пошлин в отношении импорта из Китая — это первый пересмотр ставок после увеличения тарифов при администрации Дональда Трампа. В заявлении администрации говорится о «несправедливых» практиках, которые применяет Китай при трансфере технологий, при обращении с интеллектуальной собственностью и проведении политики в области инноваций, что угрожает американским компаниям и работникам. Также заявлено о рисках из-за «наводнения глобальных рынков слишком дешевыми китайскими товарами».
Всего в одобренном списке семь групп товаров, отнесенных к стратегически важным отраслям. По большинству из них ставки будут повышены с 25% до 50% (притом что средний импортный тариф в США в 2022 году не превышал 3,5%).
Суммарно новые пошлины затронут импорт в размере $18 млрд. Повышение тарифов на сталь и продукцию из алюминия (с текущих 0–7,5% до 25%) в администрации связали с необходимостью поддержки выпуска «зеленой» стали. На электромобили пошлины вырастут сразу в четыре раза — с 25% до 100% (американским же производителям обещаны льготы, а также инвестиции в зарядную инфраструктуру). Пошлины на аккумуляторы вырастут с 7,5% до 25%, на солнечные панели — удвоятся до 50%. Новые повышенные тарифы (в размере 25%) будут применяться в отношении импорта портовых кранов (администрация обеспокоена высокой концентрацией их производства в Китае), отдельных минеральных ресурсов для производства аккумуляторов, а также некоторых видов медицинской продукции.
Напомним, во время визита в Китай в апреле глава Минфина США Джанет Йеллен уже выражала беспокойство относительного растущего объема выпуска и экспорта китайской продукции в новых отраслях — в производстве солнечных панелей, батарей и электромобилей. «Субсидирование этих отраслей снижает выпуск в других странах, так же как десятилетие назад наращивание господдержки сталелитейной промышленности привело к угнетению ее выпуска в США и других странах»,— поясняла глава Минфина. Очевидно, Китай за это время не сократил объемы поддержки внутреннего производства — во время недавнего визита во Францию председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что «проблемы избыточных мощностей в Китае не существует ни с точки зрения сравнительных преимуществ, ни с точки зрения глобального спроса».
Повышение пошлин в отношении импорта из Китая в американском Белом доме рассматривают как альтернативу введению непреференциальных повышенных тарифов (например, на уровне 10%).
Производители в этих секторах также имеют доступ к финансовой поддержке в рамках уже принятых актов (CHIPS and Science Act, Inflation Reduction Act), а в некоторых случаях (как при производстве полупроводников) — и налоговые льготы.
Отметим, что в прошлом году оборот торговли двух стран сократился на 17% (в основном за счет снижения поставок в США). В итоге дефицит торговли (в пользу Китая) снизился на $102,9 млрд — до $279,4 млрд. Такая динамика объясняется как состоянием экономики, так и новыми ограничениями нетарифного характера. Сама же сделка Дональда Трампа с китайскими властями, заключенная в начале 2020 года, так и не привела к увеличению поставок из США в Китай (что должно было сделать более симметричной двустороннюю торговлю). По оценке Peterson Institute for International Economics, фактический объем импорта из США в 2020 году составил $135,2 млрд, в 2021-м — $155,6 млрд, тогда как в рамках сделки были согласованы уровни в $227,9 млрд и $274,5 млрд соответственно (то есть ее исполнение составило 58%). До начала торговой войны на автомобили и авиатехнику приходилась большая часть американского экспорта в Китай, но уже в 2020–2021 годах эти поставки стали снижаться, рос при этом экспорт чипов и оборудования для их производства (теперь эти поставки ограничены).