Дракон в Триеннале
Ретроспектива Алессандро Мендини
Миланский музей Триеннале совместно с Фондом Cartier проводит выставку, посвященную творчеству Алессандро Мендини, «Io sono un drago. The true story of Alessandro Mendini» («Я дракон. Подлинная история Алессандро Мендини (1931–2019)»). На ней представлено около 400 произведений мастера. Мероприятие продлится до 13 октября. По словам кураторов, выставка призвана передать нестандартный взгляд Мендини на предметный мир, попытаться лучше понять его художественную философию, которая могла превратить в сюрприз даже обыденное и наполнить повседневность магией.
Алессандро Мендини — проектировщик, архитектор, художник, теоретик, историк, редактор, мыслитель — важная фигура в истории итальянского дизайна. Он родился в Милане, в 1959-м закончил миланский Политех и поступил в бюро Nizzoli Associati, работал координатором крупных проектов и привлекал к ним авангардных архитекторов.
Мендини был главным редактором журналов Casabella (1970–1976), Modo (1977–1981), легендарного Domus (1980–1985; 2010–2011), превращая их в рупоры авангардной архитектуры и дизайна. В 1970-е вокруг него собираются радикальные молодые дизайнеры и единомышленники: Паоло Нава, Гаэтано Пеше, Этторе Соттсасс, члены групп Archizoom, Superstudio. Вместе с ними Мендини создает свободную школу-лабораторию радикального дизайна Global Tools. Ее участники выступают против потребительского отношения к предметному проектированию, отрицают классические каноны и заменяют их игрой цвета и форм. В эти годы Мендини придумывает стул «Ласу», сжигаемый после изготовления, что символизировало аутодафе «хороших» вещей. В 1980-е он инициирует и координирует множество проектных программ, учебных курсов, всевозможных выставок, инсталляций и перформансов, по-прежнему объединяя вокруг себя лучшие силы итальянского авангарда. Параллельно Мендини начинает делать эксклюзивные предметы для итальянских брендов и получает репутацию кутюрье от дизайна, сотрудничая с Zanotta, Alessi, Porro, Driade.
Знаковым объектом, попавшим в музейные дизайнерские коллекции, стало кресло Proust, созданное в 1978 году для группы Alchimia. Мендини использовал форму кресла XVIII века, а для оформления обивки — пейзаж Поля Синьяка «Луг». В 1993-м Cappellini перевыпустила кресло в двух расцветках: сине-желтой и зелено-красной — и с геометрическим рисунком. В 2005-м появился еще один ремейк: кресло выросло до трех метров, и его украсила мозаика Bisazza. В 2011-м Magis издала серию разноцветных пластиковых «Прустов» для дома и улицы. В 2014-м компания Robot City изготовила кресло из цельного куска каррарского мрамора. Мендини с грустной иронией говорил: «Кресло "Пруст" — это все, что останется после меня».
Культовой стала и серия кухонных предметов Anna для Alessi. Серия состоит из многочисленных кухонных приспособлений в виде антропоморфных фигурок с одинаковым условным лицом художницы Анны Джили, знакомой Алессандро: Анна-штопор, Анна-свеча, Анна-время, Анна-сыр, Анна-перец, Анна-свет... Очевидцы говорили, что дизайнеру удивительным образом удалось передать выражение лица девушки и ее прическу. Коллекция стала одной из самых продаваемых в середине 90-х.
В 1989 году Алессандро вместе с братом, архитектором Франческо, основал студию Atelier Mendini. Братья сделали упор на архитектуру. Среди проектов студии здание музея Groninger в Нидерландах (1989–1994, при участии Филиппа Старка), мемориал «Башня Рая» в Хиросиме (1989), Casa Della Felicita в итальянском местечке Оменья (1989), три станции метрополитена в Неаполе (2003), одну из которых Daily Telegraph включила в топ-20 самых красивых станций Европы, здание олимпийского бассейна в Триесте (2004), медиацентр Madsack в Ганновере (2007). Последние его архитектурные работы расположены в Южной Корее — Олимпийский стадион и район Поско в Сеуле.
В 78 лет маэстро оформил арт-отель Byblos в Вероне. Интерьер получился настолько впечатляющим, что предметы мебели выпустили в виде отдельной коллекции Byblos Casa.
Мендини — лауреат трех «Золотых циркулей», высшей награды итальянского дизайна, которые он получил не только за конкретные предметы, но и за объединение сил и придание творческого импульса национальному дизайну. Последней работой мастера, увидевшей свет уже после его смерти, стала лимитированная серия барных шкафов Cristallo для испанской марки BD Barcelona. Шкафы в форме кубков выполнены из МДФ и шпона сикоморы, покрытого яркими глянцевыми красками в духе группы Memphis (красный, синий, зеленый).
Мендини неоднократно сотрудничал с музеем Триеннале. В 1979-м он делал здесь инсталляцию «Шепчущая архитектура». В 2010-м показывал выставку «Что мы собой представляем», а в 2015-м, совместно с братом Франческо — «Театр Бураттини».
Нынешняя выставка «Я дракон» состоит из шести разделов. В первом представлены автопортреты мастера в разных техниках, которые он делал в течение всей своей жизни, в том числе и в образе дракона в 2006 году. Только это совсем не сказочный персонаж. У дракона-Мендини голова дизайнера, руки умелого ремесленника, ноги художника и графика, хвост поэта, тело архитектора, грудь менеджера и живот священника. Вот такой мультидисциплинарный автопортрет. Раздел «Синдром Гулливера» показывает созданные им объекты, в которых он играл с размерами, то максимально увеличивая, то уменьшая их. Здесь можно увидеть знаменитое кресло Proust и покрытый мозаикой мини-собор Petite Cathedrale, а также маленькие вещицы, например антропоморфные штопоры, созданные для Alessi. В блоке Architetture показаны архитектурные проекты мастера. Fragilismi («Хрупкость») — раздел, посвященный мыслям Мендини о хрупкости нашего мира, подверженного войнам и насилию. В 2002 году Мендини организовал на эту тему выставку для Фонда Cartier. Раздел «Радикальная меланхолия» рассказывает о годах радикального дизайна в творческой биографии мастера, который был одним из главных теоретиков этого направления. Последний блок — Stanze («Комнаты»), представляющий три комнаты, спроектированные Мендини. Это захватывающая среда, где сконцентрированы аллюзии, воспоминания, мечты и кошмары.
До 16 июня выставку в Триеннале сопровождает иммерсивная инсталляция Филиппа Старка «What?», созданная как оммаж великому маэстро. В ней Старк попытался перенести зрителей в подсознание и творческую вселенную Алессандро Мендини, сопроводив все звуками и постоянно трансформирующимся видеорядом. По словам дизайнера, «Мендини для многих последователей стал олицетворением идеи, ярким ощущением, вибрацией, которую он и хотел передать».