Бизнес покупает себе имя
Насколько выгодно приобретать франшизу в столице
Инвесторы скупают коммерческую недвижимость вместе с франшизами. Средний чек таких сделок превышает 10 млн руб., сообщили “Ъ FM” в Российской ассоциации франчайзинга. Там объясняют, что найти свободное помещение в новых микрорайонах Москвы крайне проблематично. Большая часть площадок еще на стадии котлована забронирована под кофе, бьюти-салоны, ПВЗ и детские центры. Поэтому инвесторы решают проблему дополнительными вложениями в инфраструктуру. Сколько стоит открыть свой бизнес под чужим именем? И какие риски могут ожидать франчайзи? Выясняла Аэлита Курмукова.
Для запуска бизнеса по франшизе нужно минимум 300-500 тыс. руб. без учета аренды. Чаще на этот рынок заходят с инвестициями в полтора-два миллиона, средний срок окупаемости два-три года, рисков меньше. Для сравнения: стартапы закрываются в первый год в 90% случаев. А здесь после пяти лет продолжают работать 86% компаний. Главное — правильно выбрать партнера, говорит директор Российской ассоциации франчайзинга РАФ Юрий Михайличенко:
«На нашем рынке порядка 3,2 тыс. франшиз, наверное, половина из них — просто объявления, либо однодневные франшизы, либо липовые, с ними сложно бороться.
Если мы говорим про надежность франшиз, то люди ели, едят и будут есть всегда, здесь рисков меньше. Если мы говорим про какие-то сервисы, детские клубы, языковые курсы, я бы рекомендовал все-таки посмотреть на те франшизы, которые уже работают на рынке более пяти лет».
Франшизу можно проверить на цифровой платформе МСП. Ее запустили весной 2024-го, и в каталоге пока только 70 предложений, прошедших профэкспертизу. Параллельно с этим на рынке работают агентства, которые помогают купить франшизу. Это своего рода риелторы, отвечающие за чистоту сделки, объясняет основатель портала Topfranchise.ru Виктор Большаков: «Многие покупают франшизу на эмоциях, мол, давайте нам 1,5 млн руб., завтра вы будете 500 тыс. руб. в месяц зарабатывать.
Люди даже договоров не читают. А на рынке есть франшизы, которые прописывают в договоре возврат инвестиций. Если что-то у франчайзи пойдет не так, франчайзер готов выкупить точку. И появляются компании, которые готовы профессионально людей поддержать при покупке франшиз, стоит примерно 50 тыс. руб.».
Несмотря на риски, спрос на франшизы только с начала 2024-го вырос на 12-13%, утверждают собеседники “Ъ FM”. А если говорить о трендах, то инвесторы сейчас активно заходят в новые микрорайоны и покупают франшизу сразу вместе с помещением, добавляет директор РАФ Юрий Михайличенко:
«Инвестор на стадии строительства выкупает коммерческую недвижимость на первых этажах, когда объект сдан, он либо ищет арендатора, который берет франшизу, либо сам ее приобретает. Сейчас предпочитают ни с кем не делиться, сами покупают. Если мы берем франшизу какого-нибудь среднего кафе, можно уложиться в 4-6 млн руб. на инвестиции в саму точку, плюс стоимость помещения — 10 млн руб.».
Проще всего открыть ПВЗ, не нужно даже покупать франшизу. Небольшой пункт выдачи приносит в среднем 50 тыс. руб. в месяц, чаще открывают по три-четыре пункта сразу. Есть в Москве и такие точки, которые зарабатывают до 400 тыс. руб. Но свободных площадок практически не осталось, утверждает управляющий сети ПВЗ Артем Бобцов: «Ни у Ozon, ни у Wildberries, ни у "Яндекса" нет паушального взноса, открытие бесплатно. При этом у "Авито" паушальный взнос — 450 тыс. руб. (речь идет о ПВЗ ExMail — прим.ред.), у СДЭК — от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб.
В Москве войти крайне сложно, найти место, которое будет сразу достаточно хорошо зарабатывать, практически невозможно.
Поэтому мы большей частью сейчас рассматриваем покупку пунктов с рынка. Если пункт зарабатывает 50 тыс. руб. в месяц, за него хотят порядка 1,3-1,4 млн руб.».
Но помимо ПВЗ есть и более нишевые предложения, говорит руководитель каталога Franshiza.ru Анна Рождественская: «Если несколько лет назад тренд был направлен на программирование и английский язык, сейчас пользуются популярностью франшизы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, финансовой грамотности, логопедических центров. Для того чтобы начать бизнес в данной нише, необходимы инвестиции от 600 тыс. руб. и выше».
Если говорить о средних цифрах, чтобы открыть бизнес в детском сегменте в Москве, нужно от 2 млн руб. Рентабельность в первый год не больше 5-6%, пару лет уйдет на наработку клиентской базы, и в перспективе можно рассчитывать на прибыль в 15-20% годовых.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".