Законы дробления
В чем состоят сложности при налоговой амнистии за деление бизнеса
Бизнес предупредил о проблемах с амнистией за дробление: ей не хватает четких критериев, а предпринимателям — мотивации, чтобы выйти из серой зоны, заявили в «Опоре России». Там уверены, что власти должны дать определение дроблению бизнеса, а затем создать стимулы для компаний, пишет РБК со ссылкой на письмо организации в ФНС. Провести амнистию предложил президент Владимир Путин, указав, что многие предприниматели «были вынуждены» использовать схемы налоговой оптимизации, чтобы сохранить право на льготные режимы.
Необходимо определить и категории тех, кого коснется эта кампания, уверен юрист «КСК Групп» Джавид Эйюбов: «Важны детали: какой оборот у бизнеса, не будет ли ограничений. Помимо этого, самый главный вопрос — какие периоды этой амнистией будут закрываться? То есть на текущий момент налоговый орган может проверить три предыдущих года. Соответственно, здесь нюанс в том, какие периоды будут закрыты. Может быть, это текущий год, или ты, допустим, через год перейдешь на работу вбелую, к тебе вопросов не будет, а прошлое налоговики все равно проверят.
Еще вопрос, что будет с теми компаниями, которые из периметра структуры уйдут. Позволят ли им нормально ликвидироваться, или это тоже в некоторой степени может вызвать проблемы с проведением выездной налоговой проверки».
Многие юристы скептически оценивают идею провести амнистию за дробление бизнеса, ведь зачастую предприниматели сознательно идут на этот шаг, считает партнер компании Taxology Леонид Сомов: «Выгоды от дробления, которые получают налогоплательщики, прекрасно понимая при этом, что они нарушают закон, настолько велики, что непонятно, что можно предложить, чтобы бизнес отказался от такой практики. Законодатель, скорее всего, предложит таким налогоплательщикам добровольно сдаться, допустим, без штрафов, пеней и рисков уголовной ответственности.
Но компании, которые сейчас применяют дробление, готовы брать на себя эти риски и отдают себе отчет, что их могут привлечь к ответственности».
Но в «Опоре России» отмечают, что многие компании могут и не осознавать, что обходят закон, когда дробят бизнес. Эта практика стала повсеместной, а потому амнистия необходима, пояснил партнер юридической фирмы Orlova\Ermolenko Александр Ермоленко: «Часто можно от клиента услышать, что государство само создало режим ИП с упрощенной системой налогообложения, и поэтому он делает то, что позволено законом, что же он нарушает?
Вместе с тем регулирование в этой сфере и понимание государством, как правильно платить налоги, находится на более высоком, сложном уровне, нежели у обычного бизнесмена средней руки. И это расхождение очень часто приводит к тому, что люди все делают так, как и все остальные.
А дальше, когда начинается проверка ФНС выясняется, что так нельзя. И для бизнесменов это очень часто сюрприз.
Поскольку это повсеместное явление, и за всеми гоняться не получается, выходит так, что кого-то удалось поймать за руку, и он отвечает перед законом. А "кого-то" — это избирательное правоприменение, то есть почему вот именно его, а не кого-то другого. Это тоже плохо».
За последние шесть лет ФНС доначисляла более 50 млрд руб. по дроблению бизнеса, указывают в «Опоре России». Суды рассмотрели более 640 таких дел. 13 мая власти доначислили 0,5 млрд руб. налогов сети кафе «Андерсон». Ее основательница Анастасия Татулова (признана иноагентом) говорила, что «разошлась во взглядах с государством».
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".