Разрешите остаться
Суд отказался выдворять семью Морозовых из Екатеринбурга в Казахстан
Свердловский областной суд в апелляции отменил выдворение семьи Морозовых — граждан Казахстана из Екатеринбурга. Ранее Верх-Исетский райсуд вынес такое постановление из-за того, что семья (женщина с двумя работающими детьми) не встала в срок на дактилоскопический учет. За граждан соседнего государства вступились свердловский омбудсмен, представители МВД, СК и депутаты, последние ссылались на то, что в стране демографический провал и такое отношение к людям, «желающим вернуться домой», недопустимо.
Свердловской областной суд 15 мая вынес решение об отмене постановлений Верх-Исетского суда в части выдворения за пределы России семьи Морозовых — трех граждан Республики Казахстан. Как пояснили в пресс-службе облсуда, в конце апреля Верх-Исетский райсуд Екатеринбурга вынес три постановления по делам об административном правонарушении в отношении членов семьи.
В последний раз Ирина Морозова вместе с сыном и дочкой заехали на территорию России в сентябре 2023 с целью заработков. Согласно российскому миграционному законодательству, иностранные граждане, прибывшие в РФ на работу, обязаны пройти государственную дактилоскопическую регистрацию и фотографирование в течение 30 календарных дней со дня въезда, либо обращения за патентом или при получении разрешения на работу. Но семья в установленный срок на дактилоскопический учет не встала. В марте этого года полицейские составили протоколы по ч.1 ст.18.11 КоАП РФ («Нарушение иммиграционных правил»), и по решению суда все трое были признаны виновными в административном правонарушении. Каждому было назначено наказание в виде штрафа — 2 тыс. руб. и дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы РФ. Постановления были обжалованы в вышестоящей инстанции.
В ситуацию еще до решения областного суда вмешались депутаты, следственный комитет и свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова. По словам госпожи Мерзляковой, мама и ее сын работали штукатурами-малярами, дочка после техникума транспортного машиностроения занимала техническую должность. «Видимо, работали хорошо, потому что руководитель строительного предприятия выделил юриста на защиту семьи. К сожалению, из-за праздников юрист не уложился в сроки, и семье угрожало реальное выдворение за пределы России»,— сообщила уполномоченная по правам человека, добавив, что до решения апелляции она обращалась с ходатайством к главному судебному приставу Альбине Сухоруковой с просьбой приостановить исполнение решения о выдворении. Она также рассказала, что 14 мая семью в центре временного содержания иностранных граждан, откуда их готовились выслать в Казахстан, навестили правозащитники, которые «подняли шум на всю Россию».
Председатель партии ЛДПР Леонид Слуцкий написал у себя в Telegram-канале, что направил депутатский запрос в МВД России с просьбой проверить законность решения о депортации. «Подобное отношение к нашим соотечественникам, желающим вернуться домой, недопустимо. У нас и так демографический провал, а чиновники на местах относятся формально, рассматривая только документы, а не судьбы людей. Нельзя под копирку выдворять всех, раз человек подпадает под категорию мигранта»,— заявил он. «Еще не хватало нам таким образом соотечественниками разбрасываться,— написал депутат Госдумы от Свердловской области Максим Иванов.— А то получается на СВО за своих кровь проливаем, а здесь, в тылу, “сдаем” своих из-за юридической формальности».
В тот же день, 14 мая председатель СКР Александр Бастрыкин поручил проверить информацию о депортации семьи из Екатеринбурга. Уже после решения областного суда об отмене выдворения официальный представитель МВД РФ Ирина Волк сообщила в своем Telegram-канале, что ситуация взята на контроль руководством ГУВМ МВД РФ. По ее словам, специалисты профильного подразделения ГУ МВД региона окажут семье содействие в урегулировании правового статуса на территории России.
И депутаты, и омбудсмен сошлись во мнении, что ситуацию, связанную с мигрантами, «для которых Россия — своя страна» (цитата Татьяны Мерзляковой.— “Ъ-Урал”), надо решать и пересматривать.